Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что к 2015 году в стране будет отремонтировано 85% всех дорог. Деньги для этого будут собраны с населения в Федеральный дорожный фонд. Это далеко не первый и скорее всего не последний проект Минтранса по борьбе с российским бездорожьем. Все предыдущие 10 лет транспортное ведомство выбивало из правительства целевые бюджеты, но дороги, как известно, по-прежнему находятся не в лучшем состоянии. Поэтому к очередной задумке ведомства Игоря Левитина у первых лиц государства отношение, похоже, весьма осторожное.
Руководитель дорожного ведомства России Игорь Левитин в очередной раз гарантировал правительству скорое разрешение всех дорожных проблем при условии выделения достаточной суммы. Новое начинание главы Минтранса традиционно поражает своими масштабами. Напомним, как сообщали РИА Новости, еще в конце июля Игорь Левитин заявил, к примеру, что за счет средств Федерального дорожного фонда с 2011 года все дороги к населенным пунктам численностью 125 тыс. человек и более будут оснащены твердым покрытием, на что потребуется 44,5 млрд. руб. И тут, заметим, речь идет только о дорогах к населенным пунктам.
Насколько реален этот проект, как и остальные задумки Министерства транспорта России, конечно же, покажет время. Но чтобы разобраться в том, что может получиться в итоге, нужно просто проанализировать деятельность транспортного ведомства в предыдущие годы. Сравнив, к примеру, вложенные средства и итоговый результат.
По словам министра транспорта, к 2015 году за счет создаваемого Федерального дорожного фонда в нормативное состояние в стране планируется привести до 85% сети федеральных автодорог. Напомним, протяженность федеральных дорог в стране составляет около 49 тыс. километров, из которых две трети принятым стандартам вообще не удовлетворяют. Помимо дорог Игорь Левитин также озаботился состоянием мостов. Из 6 тыс. автомобильных мостов, по признанию министра, в стране более тысячи находится в аварийном состоянии, и все они будут также отремонтированы.
Для лучшего понимания происходящего стоит учесть печальные итоги дорожного строительства в стране за последние 10 лет. В 2001 году в России из-за коррупционных скандалов упразднили федеральный, а потом и территориальные дорожные фонды. Строительство и ремонт дорог были переданы непосредственно в ведение Минтранса, а конечным получателем целевых средств из госбюджета стало его агентство – Росавтодор. В итоге дорожная отрасль оказалась окончательно разваленной.
Если в 90-х годах в стране вводилось ежегодно в строй в среднем 6,1 тыс. километров дорог с твердым покрытием, то в 2001–2009 годах – лишь 2,85 тыс. километров. При этом такие темпы строительства, если верить Росстату, не покрывают даже выбытия дорог из этой категории. Общая протяженность дорог с твердым покрытием в стране в 1995–2008 годах выросла лишь с 750 до 754 тыс. километров. Все это происходило на фоне безудержного роста автопарка в стране, который за последние 15 лет увеличился с 17,6 до 38,8 млн. автомобилей.
При этом государство каждый год увеличивало расходы на строительство и ремонт дорог. Если в 2007 году на эти цели было выделено 173 млрд. руб., то в 2008 году – 208 млрд. руб., а в 2009 году – 247,7 млрд. руб. Но результаты таких вливаний оказались более чем скромными. Как заявил 17 сентября по итогам проверки выполнения подпрограммы «Автомобильные дороги» глава Счетной палаты Сергей Степашин, в 2009 году дорожники умудрились освоить 241 млрд. руб. и при этом построили всего 192 километра федеральных трасс. По подсчетам же независимых экспертов, стоимость реального строительства автодорог в нашей стране уже побила все мировые рекорды.
Например, если в Китае километр четырехполосной автодороги обходится налогоплательщикам в 2,2 млн. долл., в США – в 6 млн. долл., в Евросоюзе – 8 млн. долл., то в России стоимость километра такой же трассы варьирует от 12 до 20 млн. долл.
Картина, как видно, возникает весьма неприглядная. И, судя по всему, самое время начинать борьбу с коррупцией и воровством в дорожной сфере. Однако в результате Минтранс предложил переложить чудовищные по своей неэффективности расходы на плечи рядовых граждан. В 2011–2015 годах ведомство Игоря Левитина планирует не только отремонтировать федеральные трассы и мосты, но и построить 15 тыс. километров новых автодорог. Для этого в 2011–2013 годах ежегодно будет увеличиваться ставка акцизов на топливо в размере 1 руб. с литра. Собранные деньги поступят в Федеральный дорожный фонд, размер которого в следующем году составит 377 млрд. руб., в 2012 году – 348 млрд. руб., а в 2013 году – 408 млрд. руб.
Обеспечивать высокое качество дорог Игорь Левитин планирует за счет внедрения финских и немецких стандартов строительства современных трасс. Правда, по мнению ряда экспертов, к удешевлению строительства это вряд ли приведет. Создается впечатление, что для транспортного ведомства главное – получить мощный финансовый поток, а эффективность его использования для национальной экономики – дело десятое. Ведь удивляться разваливающимся дорогам и «танцующим» мостам придется рядовым автомобилистам, но никак не тем, кто осваивал дорожные бюджеты.
Неудивительно, что президент России Дмитрий Медведев отнесся к идее Федерального дорожного фонда весьма осторожно. Подготовленный еще весной проект Минтранса сначала попал под сукно. В июне Дмитрий Медведев раскритиковал предложение Игоря Левитина и заявил, что он не уверен в целесообразности возрождения дорожного фонда, который, заметим, прежде и так сотрясали коррупционные скандалы. Еще более конкретно высказался о деятельности Минтранса премьер Владимир Путин: «Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики».
Впрочем, в итоге было принято решение все-таки создать дорожный фонд. Сейчас проект фонда (в который в 2011–2013 годах планируется собрать до 1 трлн. руб.) в виде поправок в бюджетное законодательство находится на рассмотрении правительства, а затем он будет передан в Госдуму.
Другое дело, что, по всей видимости, первые лица государства понимают: создание дорожного фонда еще не означает, что в стране будут хорошие дороги. По крайней мере до сих пор Минтранс, также имея более чем солидное финансирование, поднять дорожную отрасль страны до должного уровня не смог. И вовсе не факт, что, получив еще больше денег, он сможет распорядиться ими более эффективно.