Владимир Путин и Александр Хлопонин разрабатывают стратегию развития Северного Кавказа.
Фото с сайта правительства РФ
Проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа обсуждались на совещании, которое вчера провел в Сочи премьер Владимир Путин. Вице-премьер и полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин представил на утверждение проект стратегии социально-экономического развития региона. Документ делает ставку на частных инвесторов, которых привлекут для реализации проектов в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и туризме. Эксперты поддерживают действия властей, хотя и не уверены в полном успехе этих планов.
Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа была подготовлена с учетом поручений Владимира Путина, которые он сформулировал в ходе межрегиональной конференции «Единой России», состоявшейся в Кисловодске в начале июля. Тогда было объявлено о докапитализации Инвестфонда, специально под проекты в северокавказских субъектах Федерации. На эти цели премьер предложил зарезервировать 6 млрд. руб. Кроме того, частным инвесторам были обещаны госгарантии в размере до 70% на кредиты под эти проекты. По мнению Путина, госгарантии необходимы для «создания привлекательного для инвесторов бренда Северного Кавказа». Пилотным проектом развития экономики СКФО станет создание агропромышленного комплекса Чечни, заявил вчера премьер.
Пример деловой активности в регионе подает государство. Например, Внешэкономбанку (ВЭБу) поручено создать специальный филиал работы на Северном Кавказе. На филиал ВЭБа возложены функции отбора и последующее финансовое, организационное, инжиниринговое сопровождение проектов. Кроме того, эта структура должна заниматься поиском потенциальных инвесторов, сопровождая и поддерживая их проекты в регионе. При этом особые надежды возлагаются на создание туристического кластера от Каспия и до Черного моря.
Цель проекта стратегии, которую вчера презентовал Хлопонин, – обеспечить ускоренное социальное и экономическое развитие субъектов СКФО, повысив уровень занятости и качества жизни населения, совершенствование и развитие межнациональных отношений. С этой целью предполагается активное развитие не только базовых отраслей экономики региона, но и здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа, укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений. Документ предполагает к 2025 году поднять ежегодные темпы роста валового регионального продукта в субъектах СКФО до 7,7%, повысить доходы региональных бюджетов в 4 раза, реальную среднемесячную зарплату – в 2,5 раза, создать 400 тыс. новых рабочих мест, снизить уровень регистрируемой безработицы с 16 до 5%.
Эксперты считают, что власти своевременно взялись решать проблемы Северного Кавказа. Низкий уровень экономического развития региона, безработица, социальная неустроенность создают питательную среду для терроризма, преступности. «Что-то надо делать, чтобы вырвать эту «занозу», чтобы не содержать дотационные регионы за счет федерального бюджета», – говорит руководитель Центра инвестиций Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. Однако полной уверенности в успешной реализации стратегии у него нет. Несмотря на то что проблема с безработицей в некоторых республиках Северного Кавказа «дичайшая», не факт, что молодые ребята из банд «рванут на стройки и заводы». Может сказаться и национальный менталитет. В свое время в СССР решили побороть высокую безработицу среди женщин среднеазиатских республик. Построили там несколько швейных фабрик. Но работниц пришлось рекрутировать из России. Местные девушки на фабрики не пошли. Нечто похожее может случиться сегодня на Северном Кавказе, считает Дубенецкий.
«Самое главное для инвестиций в развитие Северного Кавказа на основе технологий государственно-частного партнерства (ГЧП) – это создание такого регионального правового поля, которое было бы комфортно для государства и бизнеса. Реализация инфраструктурных проектов на данной территории возможна только при наличии гарантий со стороны государства, поскольку на данный момент частный бизнес не придет на Северный Кавказ», – убежден председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
Он полагает, что разрабатывать проекты в экономике и социальной сфере региона в сложившихся условиях возможно только с помощью опробованных технологий ГЧП. Основные факторы, на которые необходимо обратить внимание для привлечения инвестиций: формирование региональной законодательной базы, обеспечение гарантий для безопасного присутствия частного бизнеса в регионе, наличие административной поддержки от государства. Требует оперативного решения и кадровый вопрос: привлечение и обучение грамотных управленцев для реализации проектов на Северном Кавказе, подчеркнул Селезнев.
Со своей стороны, эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева убеждена, что Северный Кавказ чрезвычайно привлекателен для инвестиций. «Для частного бизнеса привлекательными отраслями с точки зрения инвестиций могут быть сельское хозяйство, туризм и транспорт. Последние две отрасли выглядят особенно перспективно в связи с Олимпиадой в Сочи», – подчеркнула она. Все упирается в обеспечение политической и межэтнической стабильности. Несмотря на риски, связанные с террористической угрозой в регионе, государство может нагрузить крупный бизнес еще одной социальной ответственностью в виде инвестиций в экономику Северного Кавказа, не исключила Воробьева.