ОАО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова» (УОМЗ) – одно из крупнейших приборостроительных предприятий Российской Федерации. Благодаря своей высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения УОМЗ широко известен как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Уральский оптико-механический завод – одно из успешных промышленных предприятий, сумевших адаптироваться к новым рыночным условиям, сохранить и развить производство, научно-технический и кадровый потенциал. Уникальный опыт уральцев был учтен при создании холдинга ОАО «НПК «Оптические системы и технологии», входящего в государственную корпорацию «Ростехнологии». ОАО «ПО «УОМЗ» – одно из ключевых предприятий «оптического» холдинга. О состоянии дел на одном из ведущих предприятий оптической отрасли, проводимых структурных реформах и планах по дальнейшему развитию корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ рассказал генеральный директор Уральского оптико-механического завода и ОАО «НПК «Оптические системы и технологии» Сергей МАКСИН.
– Сергей Валерьевич, верно ли, что в этом году ОАО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» отмечает весьма круглую дату?
– Вы правы. Датой рождения объединения считается 1850 год, когда выходец из Германии Теодор Швабе создал в Москве предприятие по производству и продаже геодезических и медицинских инструментов, оптических принадлежностей. Уже на первом этапе фирма Швабе активно использовала в своей деятельности, в производстве и коммерции все самое передовое и прогрессивное. В 1854 году предприятию было присвоено звание поставщика Двора Его Императорского Величества. После революции фирму Швабе национализировали, а во время Великой Отечественной войны предприятие в течение месяца было эвакуировано на Урал, в город Свердловск. В 1966 году предприятие, известное только под № 217, получило название Уральский оптико-механический завод. И на протяжении последующих десятилетий вместе с нашей великой страной развивалось и решало поставленные задачи.
– С каким настроением УОМЗ встречает юбилей?
– С отличным, нацеленным на развитие и процветание как предприятия в целом, так и каждого рабочего в отдельности. Самое главное, что есть много интересной и творческой работы. Жизнь наша наполнена новыми проектами, задачами, планами. Наше предприятие успешно реализует стратегию роста на базе ускоренного внедрения инноваций. В эту работу вовлечены буквально все работники, так как она является плановой. На голом энтузиазме не выедешь. В среднем в год мы внедряем более 300 принципиально новых технологических процессов и более 1500 инновационных предложений. Мы сегодня ведем разработку по 141 теме. Согласно имеющимся планам мы должны увеличить объем новых конструкторских разработок вдвое. Продукция нашего предприятия поставляется в 75 стран мира. У каждого сотрудника имеется социальный пакет. Заработная плата выплачивается четыре раза в месяц по результатам работ за неделю. В среднем на 26% за год у нас повышается производительность труда. Утверждены стратегия и конкретные планы развития предприятия на текущий и перспективный период. Все это и много других наших начинаний дают нам уверенный, деловой, оптимистичный настрой на наши дела.
– Что позволяет вам быть уверенным в достижении амбициозных целей предприятия?
– Для развития предприятия создана эффективная система управления, есть система мотивации персонала на достижение целей объединения, повышение его промышленного потенциала и ускоренное внедрение инноваций. Стратегия и цели предприятия разработаны на основе комплексного анализа внешней и внутренней среды, оценки тенденций и прогноза развития. Для реализации стратегических целей ОАО «ПО «УОМЗ» формирует и организует реализацию пакета среднесрочных планов согласно Единой системе планирования объединения. В ней консолидированный бюджет на три года, план продаж, план производства, план по труду, план организационно-технических мероприятий, план рекламно-выставочной деятельности и другие – всего более 40 планов.
Ежегодно служба маркетинга с участием специалистов служб объединения формирует более 30 бизнес-планов по новой продукции. Cистемно организована работа по изучению и внедрению прогрессивных технологий управления. Успешно реализуются стратегический менеджмент, программно-целевое управление, бизнес-планирование, управление проектами. На предприятии действует более 120 рабочих групп по расширению рынков, развитию бизнеса, внедрению инноваций, сокращению издержек, в которых трудится более 2000 человек.
– 26 мая 2010 года УОМЗ изменил организационно-правовую форму. Какие изменения в работе завода произойдут в связи с этим?
– В мае текущего года мы закончили процесс акционирования. Сто процентов акций предприятия принадлежат Российской Федерации, в дальнейшем в соответствии с Указом президента РФ они будут переданы государственной корпорации «Ростехнологии». Если вспомнить историю, то наше предприятие уже было акционерным обществом – в 1912 году император Николай II утвердил устав Акционерного общества «Швабе». И надо отметить, что тот период развития компании «Швабе» был успешным и динамичным.
Для нашего предприятия акционерная форма собственности открывает новые возможности. Теперь мы можем относительно свободно выходить на фондовые рынки и рынки заимствований, в том числе и зарубежные. Кстати, нашему предприятию еще в рамках ФГУПа был присвоен международный финансовый рейтинг, мы этим фактом гордимся и будем делать все для развития этого направления. Форма федерального государственного унитарного предприятия и Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливают определенные ограничения в практической работе, чего нет у акционерной формы собственности. Убежден, что акционерное общество – это наиболее оптимальная организационно-правовая форма, которая сделает наше предприятие более эффективным, мобильным, инновационно активным, свободным в своей деятельности, уберет ненужные бюрократические барьеры и даст импульс к более динамичному развитию.
– Завершившаяся процедура акционирования не отразится на имеющихся планах предприятия по техническому перевооружению и модернизации основных фондов? Вопрос не праздный, учитывая величину износа основных фондов в оборонно-промышленном комплексе.
– Действительно, износ фондов на предприятиях ОПК в России в среднем составляет около 80%. У нас этот показатель – 38%, что было достигнуто благодаря активной инновационно-инвестиционной политике предприятия, полномасштабному внедрению прогрессивных технологий. Только за последний год было внедрено несколько десятков единиц нового прогрессивного оборудования. Создан новый автоматизированный центр механообработки, новый цех по выпуску светотехнических изделий, новое оптическое производство и многое другое. Наша задача работать таким образом, чтобы обновление базовых основных фондов мы проводили за пять лет. Иначе не выжить в условиях жесткой конкуренции.
– Уральский оптико-механический завод – структура, включающая более сотни подразделений, расположенных по всей России и за рубежом. Как при такой организации реализуется своевременный обмен информацией?
– С 2001 года на предприятии внедряется единая корпоративная информационная система на основе нескольких десятков программ, таких как система управления ресурсами предприятия (ERP), система управления инженерными данными (PDM) и др. Сейчас информационные технологии охватывают все сферы деятельности предприятия – разработку, производство, финансы, сбыт, снабжение. Ежедневно в корпоративной информационной системе работает более 2000 человек, объем хранимой электронной информации составляет пять терабайт (около 5 миллиардов листов А4). Внедрение системы автоматизированного проектирования (САПР) позволило увеличить производительность труда конструкторов и технологов в несколько раз. Благодаря внедрению мультисервисной сети и единой системы управления конструкторской и технологической документацией (ТСЕ) стало возможным использование дистанционного труда высококвалифицированных специалистов известнейших научных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Был резко сокращен весь цикл – от проектирования до выпуска продукции, деталей. Но внедрение информационных технологий – процесс непрерывный. Ежегодно наша IT-служба внедряет около 140 новых разработок в области программного обеспечения.
– Вы являетесь генеральным директором холдинга ОАО «НПК «Оптические системы и технологии». Расскажите, в какой стадии находится его формирование?
– Начнем с того, что интегрированная структура ОАО «НПК «Оптические системы и технологии» создается в рамках государственной политики по реформированию оборонно-промышленного комплекса России и во исполнение Указа президента РФ от 10 июля 2008 года № 1052 «Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ГК «Ростехнологии», приказа Росимущества от 31 июля 2008 года № 222 и постановления правительства РФ от 21 ноября 2008 года № 873. Помимо нашего завода в эту структуру войдут еще 20 участников, среди которых научно-производственные и производственные объединения, конструкторские бюро, государственные оптические институты и заводы. Общая численность работников концерна составляет более 24 тысяч человек. Стратегическая цель создаваемого холдинга – устойчивый рост и инновационное развитие бизнеса, обеспечивающие лидирующее положение на рынке, улучшение качества жизни работников, использование ресурсосберегающих и наукоемких технологий, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций и холдинга в целом.
Сейчас все ФГУП, входящие в состав холдинга, завершают процедуру акционирования. Зарегистрировано ОАО «Научно-производственный концерн «Оптические системы и технологии».
Наш опыт по акционированию ФГУПов в столь сжатые сроки является уникальным. Мы провели огромную работу по постановке на учет объектов недвижимости, земельных участков, интеллектуальной собственности, социальных объектов и др. Хочу выразить огромную благодарность руководителям создаваемого концерна за оперативную, слаженную работу, а также руководству государственной корпорации «Ростехнологии» и лично Сергею Чемезову за поддержку в реализации этой масштабной и сложной работы. Кстати, зарубежный опыт показывает, что, например, в Англии или Франции на работы, связанные с приватизацией госсобственности, уходит в среднем по 10 лет.
– Руководство Союза машиностроителей России постоянно поднимает вопрос кадрового дефицита предприятий ОПК. Как эта проблема решается на Уральском оптико-механическом заводе?
– Оно не только ставит такие вопросы, но и содействует в их реализации. Понятно, что будущее предприятия находится в руках молодых. На УОМЗ созданы условия для интересной и плодотворной работы, развития и реализации способностей молодежи. Как результат: 23% от общей численности сотрудников предприятия – это молодые люди в возрасте до 30 лет. При их непосредственном участии происходит модернизация предприятия, создаются образцы новых видов изделий. Мы стремимся поощрять все новое, что привносит в работу предприятия молодежь, безусловно, учитывая опыт и знания более опытных и заслуженных сотрудников.