Пока в Чечне разминированы наиболее посещаемые людьми территории.
Фото ИТАР-ТАСС
Удовлетворение лидера Чечни Рамзана Кадырова по поводу ожидаемого начала активной очистки территории республики от взрывоопасных предметов может быть преждевременным. Как выясняется, поручение президента Дмитрия Медведева главе Минобороны Анатолию Сердюкову в течение двух недель разработать методику финансирования работ по разминированию территории Чечни не повлечет за собой скорого начала избавления земель республики от взрывчатки.
Даже самые скромные подсчеты затрат на ускоренное разминирование территории республики свидетельствуют, что потребуется привлечение значительных финансовых средств и большого количества инженерно-саперных подразделений.
К примеру, по официальным данным ООН, в ходе работ по обеспечению безопасности Кувейта стоимость разминирования составляла около 10 тыс. долл. за один гектар. Если следовать этому, получается, что для очистки 24 тыс. гектаров заминированной территории Чечни (официальные данные МЧС) потребуется как минимум 240 млн. долл., или 7,2 млрд. руб. Для сравнения: за такие деньги с нуля можно создать военный городок для мотострелковой бригады, подобный тому, что построен в Ботлихе (Дагестан).
В разминировании 73 тыс. гектаров территории Кувейта, кстати, участвовали 4 тыс. иностранных саперов (84 из них погибли). Применительно к Чечне, значит, потребуются около 1300 военных саперов, что соответствует по штату численности почти четырех инженерно-саперных батальонов Вооруженных сил России. В Чечне такого количества инженерно-саперных подразделений нет.
В каждой из трех бригад, дислоцированных на постоянной основе в республике, по штату имеется только отдельная инженерно-саперная рота, главное предназначение которой – обеспечивать боевые действия, продвижение армейских колонн, наводить переправы, а не заниматься сплошным разминированием гражданских объектов. По словам начальника инженерного отдела Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе Андрея Дьяченко, для разминирования в Чечне нужны специально обученные профессионалы. «Проблему составляет и отсутствие минных карт. Работать приходится по информации, полученной от местных жителей», – озабочен Дьяченко.
О затратности процесса разминирования, конечно, знают и в Чечне, и в Минобороны. Еще два года назад тогдашний начальник инженерных войск Вооруженных сил генерал-полковник Николай Сердцев заявлял, что «одному батальону (имеется в виду инженерно-саперному. – «НГ») при соблюдении международных стандартов потребовалось бы несколько десятков лет, чтобы очистить только пахотные земли и пастбища этой республики». «НГ» не раз сообщала, что военные не могли начать массового разминирования территории Чечни, поскольку это потребовало бы ввода туда дополнительных армейских подразделений (см. номер от 03.11.09). По утверждению чеченского правозащитника Исмаила Дадалаева, Минобороны взамен собственной деятельности по разминированию предложило чеченскому правительству нанять фирмы и начать искать взрывоопасные предметы на коммерческой основе. Однако фирмы, занятые подобной работой, как сообщает Дадалаев, запросили баснословные деньги: очищать один гектар от мин за 500–600 тыс. руб., то есть гораздо дороже, чем это стоило в Кувейте. В Грозном на такие траты не пошли и вновь стали давить на руководство Минобороны и правительство.
Рамзан Кадыров надеется на помощь военных в разминировании чеченских земель. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Демонстрируя озабоченность проблемой, правительство ежегодно направляет в Чечню небольшой отряд саперов из МЧС. Как сообщали в пресс-службе Южного регионального центра МЧС РФ, всего в 2009 году саперы центра «Лидер» очистили от неразорвавшихся бомб 110,5 гектара сельскохозяйственных земель. Если разминирование будет вестись такими темпами и далее, на инженерно-саперную очистку территории Чечни потребуется около 200 лет. Однако 15 июня в Чечне свое слово на этот счет сказал президент России: «Позор. Мы занимаемся помощью на дружеских началах в разминировании иностранных территорий, значит, выделяем на это деньги, говорим, что в этом поможем. А у себя на территории разобраться не можем». Дмитрий Медведев заявил, что даст поручение министру обороны, чтобы методику финансирования работ по разминированию подготовили уже к 1 июля.
Сейчас такими наработками больше владеет МЧС, чем Минобороны. Саперы МЧС на средства ООН занимались разминированием в Боснии и Герцеговине, на Ближнем Востоке. Но раз президент поручил это дело Минобороны, военному ведомству этим придется, судя по всему, заняться. При этом, как можно понять, мероприятия по очистке от взрывоопасных предметов Чечни будут затратными и не сиюминутными. Если посмотреть данные Росимущества, то средняя кадастровая стоимость одного гектара земли в Чечне намного ниже стоимости ее разминирования. С учетом возможных людских потерь при проведении инженерных работ каждая обезвреженная в Чечне мина обойдется на вес золота.