«Господин Сурков, не имея никакого образования, руководит политической системой страны, стряпает политическую кухню и доводит до того, что у нас вообще сегодня полный беспредел в этой сфере происходит. Вся деятельность господина Шувалова направлена на развал экономических, хозяйственных устоев России. Страна для них – очередное средство в выуживании своих доходов. А господа Сердюков и Фурсенко развалили соответственно армию и систему образования. Они сегодня во власти и пытаются эту власть использовать максимально для того, чтобы получить собственную выгоду и доходы».
Жестко? Хлестко? А между тем, несмотря на радикализм процитированного, это вовсе не выступление на митинге внесистемной оппозиции. Это слова «эксперта Госдумы РФ» (по крайней мере он именно так был представлен), заместителя директора департамента по борьбе с коррупцией парламентского центра «Комплексная безопасность Отечества» Сергея Комкова, которые он произнес на не совсем обычной пресс-конференции под названием «Борьба с коррупцией в России – дело уголовно наказуемое», не так давно прошедшей в столице.
Встречу с журналистами в Независимом пресс-центре организовала Межрегиональная общественная организация (МОО) «Справедливость» с единственной, судя по всему, целью: поддержать одного из своих лидеров, предпринимателя с неоднозначной репутацией Дмитрия Барановского. Барановский, как уже писала «НГ» (см. номер от 29.10.09), в настоящее время содержится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в вымогательстве в особо крупном размере.
Попытка, надо признать, не увенчалась успехом. И это несмотря на то, что защищать «невинно» заключенного под стражу «антикоррупционера» пришла известная правозащитница, председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, что для МОО «Справедливость» и его главы Андрея Столбунова явилось, безусловно, большим достижением. «Мне очень страшно и горько за судьбу господина Барановского. Очень важно добиться его освобождения именно из следственного изолятора», – заявила Алексеева, объяснив свои намерения тем, что Барановский «в общественной организации работает, он не предприниматель».
Эти слова известной правозащитницы сразу же вызывают вопрос: а знает ли Людмила Алексеева о человеке, в защиту которого выступает, хоть что-нибудь? Судя по всему, нет. Глава МХГ даже полагала, что Дмитрия Барановского обвиняют в мошенничестве. Оказалось, что в вымогательстве. Ну да это, похоже, мелочи. Самое главное для Алексеевой, что «обвинение исходит от Федеральной службы безопасности». Ей, видимо, так сказали. И этого оказалось достаточно, чтобы прийти на пресс-конференцию в компании сомнительных правозащитников.
Но остаются еще вопросы. Например, почему не интересуют госпожу Алексееву обстоятельства того, что преступление, в котором обвиняется Барановский, сопряжено с унижением принадлежащих всем от рождения прав? Важно лишь только то, что нужно добиться его освобождения из следственного изолятора. Но почему для правозащитницы не важны собственно само расследование и доведение его до логического завершения и определения: виновен или не виновен?
Стало понятно, что Людмила Михайловна слегка не в теме. Конечно, Алексеева не обязана знать подробную биографию человека, которого, по сути, взяла под защиту она как лидер МХГ. Но можно было хотя бы поинтересоваться, что конкретно вменяется в вину Дмитрию Барановскому, чья компания «Сигма-Консалтинг», которую в ряде СМИ называют не иначе как «рейдерская группа «Сигма», в последние лет десять сосредоточила свою деятельность в Подмосковье. Аресту Барановского предшествовали обыски, в том числе и на оборонных предприятиях подмосковного Серпухова РАТЕП и «Металлист», акциями которых владеет «Сигма». Кстати, с обвинениями в адрес Барановского неоднократно выступал и глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун, который считает, что бизнесмен хочет лишить его власти и посадить на это место своего человека. «┘Рейдерская группа «Сигма», в которую входят бывший солнцевский авторитет Дмитрий Барановский и Сергей Пазушко, – заявил Шестун со страниц «Московского комсомольца», – контролируют не только улицы города, но и градообразующие предприятия РАТЕП и «Металлист». Но у них нет политической власти».
Понятно, что незримым присутствием в районе Барановского (даже в момент, когда тот находится в СИЗО) местный глава обеспокоен не случайно. Видимо, Александру Шестуну не дает покоя такое вот временное совпадение: сначала от пуль киллеров погибли и.о. гендиректора концерна «Алмаз-Антей» Игорь Климов и финансовый директор РАТЕПа (это предприятие входит в состав концерна) Сергей Щитко, а уже потом соратники Барановского пришли на эти предприятия.
Со многими людьми сводила жизнь нашего героя-правозащитника. Взять хотя бы историю с угрозами гуру отечественного кино – Никите Сергеевичу Михалкову. Как известно, Никита Сергеевич даже обращался в милицию с просьбой защитить его от угроз со стороны Барановского и выделить ему охрану.
О неординарности «правозащитника Барановского» говорит и открытое им ноу-хау. В его голове родилась гениальная идея – подкрепить свои действия «правозащитной деятельностью»! И вот стала раскручиваться одна из этих никому не известных организаций, созданная ранее молодыми, видимо, амбициозными людьми. Тонкий (вероятно, от рождения) психолог Барановский все рассчитал. Зачем пиариться самому – для этого достаточно найти адвоката, например Андрея Столбунова. Который и будет делать всю черновую работу. Но очень быстро пришло понимание, что если хочешь сделать быстро и правильно – нужно делать самому. Пришлось идти к тому же Столбунову в замы. Но где-то система дала сбой.
Барановский был взят под стражу летом прошлого года по обвинению предпринимателя Александра Алтунина, который обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что фактический владелец «Сигмы-Консалтинг» вымогает у него долю в компании, являющейся собственником крупного земельного участка в Красногорском районе Московской области. А чтобы Алтунин был посговорчивее, на бедолагу топ-менеджера Сбербанка, правда, уже бывшего, из уст правозащитной организации нескончаемым потоком полились обвинения в системном рейдерстве в Подмосковье. Правда, до этого никто ничего не слышал об Алтунине. И доказательств традиционно не приводилось никаких. Так и стала превращаться правозащитная организация в фабрику по изготовлению компромата на несговорчивых предпринимателей и чиновников, посмевших встать на пути нашего героя. И постепенно организация с внушающей поначалу надежду названием «Справедливость» медленно, но верно стала приобретать совсем иные формы и черты. То есть, как представляется, постепенно вместо выполнения уставных задач по защите нарушенных прав граждан организация занималась борьбой с этими самыми гражданами.
Однако на пресс-конференции адвокат подозреваемого Ирина Грудинская попыталась представить своего подзащитного как жертву борьбы с коррупцией, а не как обвиняемого в уголовном преступлении. Юрист в ярких красках описала лишения, которые терпит Барановский в СИЗО: у борца за правое дело отняли теплую одежду и выдали хлопчатобумажную тюремную робу, так что он три недели не мог выходить на прогулку, а когда его повезли в суд, безразмерные ботинки свалились и ему пришлось идти по морозу босиком, как Зое Космодемьянской. Да, такое глумление над героями войны, особенно в преддверии юбилея, в виде сравнения с человеком, обвиняемым в уголовном особо тяжком преступлении, запомнится надолго. Однако сам Барановский, видимо, не разделяет адвокатских стенаний по поводу своего «нечеловеческого содержания»: лихо и весело подмигивает в объектив камеры, выходя из автозака, и одновременно скидывает ботинки. Как на подиуме, демонстрирует следы «вентиляции», как он сам выразился, на, очевидно, недавно разорванной рубашке.
В том, как именно объяснять поведение своего подзащитного, не могут договориться и его адвокаты Гурдинская и Михайленко: одна не моргнув глазом позволяет себе проводить параллели между героем рейдерских войн и действительными героями Отчизны, а другой прямо по горячим, что называется, следам на снегу объясняет их неким протестом Барановского против того, что у него забрали его одежду и выдали казенную под предлогом карантина в изоляторе.
На фоне такого красочного эпизода, врезавшегося в память Ирине Грудинской, будни заключенного Барановского как-то бледнеют. А ведь он описывает их чуть ли не ежедневно в своем ЖЖ-блоге, из которого становится понятно, что у Барановского есть время и телевизор посмотреть, и книжку почитать, и пофилософствовать, и даже попробовать себя в кулинарии. К примеру, недавно лефортовский узник признался, что «в тюремных условиях можно приготовить неплохой овощной суп или даже лагман» из помидоров, огурцов, моркови, болгарского перца, репчатого лука, оливкового масла и окорока. Можно только порадоваться за наших заключенных – ведь о таком наборе продуктов многие свободные россияне и не мечтают. А если бы «Справедливость» не лишилась президентских грантов – единственного, как уверяет Андрей Столбунов, серьезного источника финансирования организации, Барановский, наверное, питался бы еще лучше.
Но теперь ситуация изменилась, и, по словам Столбунова, чтобы сделать флажки к митингу, 30–40 человек скидываются по 2 тыс. руб. А платить журналистам и адвокатам за каждое расследование, как признался антикоррупционер, – «никаких денег не хватит». Впрочем, самому Барановскому средств хватает и на защиту, и на залог, под который его, правда, не выпустили. Любопытно, что заставило Людмилу Алексееву и Сергея Комкова так рьяно отстаивать интересы МОО «Справедливость» – организации, о которой СМИ неоднократно писали, что под видом борьбы с коррупцией она занимается банальным рейдерством в Подмосковье?