Ставший привычным пейзаж возле крупных магистралей.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В последнее время все чаще стали звучать мнения в выступлениях высокопоставленных чиновников, что демографическая обстановка в России стала нормализовываться. Такие позитивные оценки делаются при сравнении сегодняшней ситуации с той, что сложилась с середины 90-х годов.
Как объяснил директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский, такая тенденция наметилась в основном из-за того, что дыра была закрыта за счет миграции и немного снизившейся убыли населения. «Все специалисты понимают, что мы сейчас на пороге другой динамики. Потому что, естественно, убыль через некоторое время начнет увеличиваться, и либо придется очень сильно увеличивать миграцию, либо население все-таки будет продолжать сокращаться, – рассказывает эксперт. – Дело в том, что у нас сейчас очень выгодное соотношение внутри населения, очень большая, высокая доля женщин в возрасте, когда они могут рожать детей. Но уже заканчивается этот период. И в ближайшие годы начнется резкое сокращение числа вот этих потенциальных матерей, просто женщин будет меньше».
Смертность снижалась в конце 80-х годов, смертность снижалась в середине 90-х годов, вот она снижается сейчас. А все равно она остается очень высокой пока. То есть, во-первых, нельзя быть уверенным, что это уже устойчивая тенденция к снижению. Но даже если эта тенденция устойчивая, то тогда еще нужен не один год и не два года для того, чтобы мы как-то вырулили на какие-то более или менее приличные показатели, потому что сейчас мы, можно сказать, на последнем месте среди развитых стран по показателям смертности и продолжительности жизни.
В России было 20-летие между серединой 60-х и серединой 80-х годов, когда все было очень плохо в смертности, и за этот период мы резко разошлись с другими странами. Тут не просто у нас стали люди меньше жить, а на Западе они стали намного больше жить. Поэтому причины нужно искать не только в постсоветском периоде.
«Необычность смертности российской заключается в том, что это очень высокая смертность взрослого населения, то есть самой жизнеспособной части населения. Особенно мужской части, хотя и у женщин не очень хорошо. Вот это наша специфика. И в этом смысле и в 1980 году было то же самое. Ну а от других стран это нас сильно отличает, этого нет нигде. Ну за исключением, может быть, наших ближайших соседей типа Украины, или Белоруссии, или Молдавии, где примерно такая же ситуация», – говорит Вишневский.
В Прибалтике всегда было немного лучше положение, но тенденции были такие же. То есть та же стагнация была на протяжении 25 лет, до 1990 года примерно. Но как только Союз распался – у них стала продолжительность жизни повышаться. В России такую динамику имеет Москва.
Это можно объяснить высоким уровнем жизни в Москве и тем, что здесь сосредоточены главные силы нашего здравоохранения, и оно лучше, чем в среднем по России. Может быть, связано еще и с социальной структурой населения, с тем, что здесь больше доля среднего класса, который вообще является таким носителем каких-то других жизненных стандартов, жизненной активности и заботы о себе. Это тоже культурная черта, которая со временем развивается.
По мнению Вишневского, главная российская проблема – это ранняя смертность. И второе – это смертность от так называемых внешних причин. То есть это не от болезней, а от всякого рода убийств, самоубийств, ДТП, утоплений, отравлений и так далее. От всяких несчастных случаев, травм. И мировой опыт показывает, что и с тем, и с другим можно бороться.
Комментарии опрошенных
Не вымрем, но смешаемся
Возможно лишь смешение рас, что сейчас и происходит. Русские как вид скорее всего вымрут, просто перестанут ими быть. Хотя смертность именно среди русских как национальности слишком высока.
Иван, 37 лет, музыкант
Я считаю, что смертность в России достаточно высокая, однако она будет явно выше уже лет через пять. Сейчас школы заканчивают дети постперестроечного демографического провала. Их так мало, что закрывались детские сады и школы, а сейчас будут закрываться вузы и роддома.
А опасений, что Россия вымрет, – нет. В крайнем случае ассимилируемся с пришлым населением.
Полина, 30 лет, журналист
Смертность у нас действительно высока, и русские как нация могут просто исчезнуть или просто смешаются с приезжими с Кавказа и Ближнего Востока. Если ничего не поменять в отношении государства к людям, то мы можем потерять целый пласт культуры.
Раиса, 23 года, бухгалтер