0
4045
Газета Регионы России Интернет-версия

13.04.2010 00:00:00

Еще раз о деле генерала Бульбова

Тэги: генерал, бульбов, следствие


генерал, бульбов, следствие Александр Бульбов обещает «отстоять свое честное имя».
Фото Reuters

На днях предварительное расследование по делу генерала Госнаркоконтроля (ФСКН) Александра Бульбова продлено до 11 июня с.г. В октябре 2007 года Басманный суд столицы санкционировал арест сроком на два месяца ряда высокопоставленных сотрудников Госнаркоконтроля. В том числе – и замруководителя ФСКН генерал-лейтенанта Бульбова, которого буквально «с боем» взяли несколькими днями ранее на трапе самолета в аэропорту, когда генерал возвращался в Россию из-за рубежа: при задержании он оказал сотрудникам спецслужб сопротивление.

Рассматривая в 2007 году ходатайство следователя в ходе заседания, представитель Генпрокуратуры отметил, что вопрос об избрании меры пресечения Бульбову остается прерогативой суда, то есть напрямую требования заключить подозреваемого под стражу со стороны Генпрокуратуры заявлено не было.

Генералам не поверили

Офицеров подозревали в целом ряде преступлений: превышении и злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток, нарушении тайны телефонных переговоров с использованием служебного положения и спецсредств. А Александр Бульбов подозревался еще и в незаконном участии в предпринимательской деятельности, а также разглашении государственной тайны (потом эта статья исчезла).

После задержания генерала были предприняты попытки со стороны тогдашнего руководителя ФСКН вступиться за своего подчиненного. В суде, где шло рассмотрение ходатайства об аресте Бульбова, присутствовали трое высокопоставленных сотрудников Госнаркоконтроля – генерал-полковник Владимир Зубрин, генерал-полковник (статс-секретарь директора ФСКН) Александр Федоров и генерал-лейтенант Олег Харичкин, которые привезли личные поручительства за Бульбова. Но суд счел доводы высокопоставленных офицеров ФСКН неубедительными, их поручительства – недостаточными.

«Суд считает, что, оказавшись на свободе, Бульбов может скрыться от следствия, уничтожить доказательства по делу, угрожать свидетелям или оказать на них давление», – сказала судья. В итоге «санкция на арест Бульбова была выдана, несмотря на поручительства и заслуги».

Тем не менее в ФСКН в тот момент подчеркивали, что знают генерала Бульбова как честного и порядочного человека. Настаивал на этом и генерал-полковник Владимир Зубрин.

Скажи мне, кто твой друг

Владимир Зубрин сделал карьеру в Курганской области – прошел путь от рядового следователя до прокурора, затем получил назначение на должность заместителя генпрокурора по СЗФО.

Между тем, как писала в свое время «НГ» (см. номер от 23.07.04), «в бытность Зубрина замгенпрокурора СЗФО случалось и так, что наряду с уголовно-политическими делами сворачивалось расследование сугубо экономических дел, которые, казалось бы, имели шансы дойти до суда. Например, такая участь постигла резонансные дела, в которых фигурировали владельцы Архангельского ЦБК».

Речь идет об уголовном деле в связи с хищением 20% акций холдинга «Северная целлюлоза». По делу проходили два чиновника администрации Архангельской области и, как сообщали СМИ, «председатель совета директоров ОАО «Архангельский ЦБК» Владимир Крупчак, который в настоящее время переведен в разряд свидетелей». В 2001 году состоялось знакомство Крупчака с Зубриным, а потом стало известно о вынесении Владимиром Зубриным 21 мая 2001 года постановления о прекращении уголовного дела.

Подобные действия Зубрина, судя по всему, были связаны с лояльным отношением к нему тогдашнего полпреда по СЗФО, будущего руководителя ФСКН Виктора Черкесова. Не скрывалась от посторонних глаз, по сообщению ряда изданий, и дружба Крупчака с Александром Бульбовым, который в 2000–2003 годах работал в аппарате полпреда президента в СЗФО Виктора Черкесова и по роду своих функциональных обязанностей должен был находиться в контакте с Владимиром Зубриным.

Стоит ли удивляться, что, после того как Зубрин добровольно или нет, но покинул органы прокуратуры, он объявился в органах наркоконтроля. Однако, сменив род деятельности, Зубрин не растерял друзей. И, видимо, приоритетов. Заметим, что ненадолго задержался Владимир Зубрин и на этой должности. В июне 2008 года президент Дмитрий Медведев отправил двоих заместителей главы ФСКН – Олега Харичкина и Владимира Зубрина. Оба они входили в «команду» прежнего главы ведомства Виктора Черкесова, которого в мае того же года сменил Виктор Иванов – бывший помощник президента РФ.

Так что кому же, как не Зубрину, считавшему, создается впечатление, на тот момент свои позиции в ФСКН незыблемыми, и следовало в трудную минуту поддержать арестованного друга. Но события развивались в несколько ином направлении. Как сообщал официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, Александру Бульбову «предъявлено обвинение по 35 эпизодам преступлений».

Сразу после ареста генерала в прессу просочилась информация о том, что Бульбов якобы незаконно захватил землю на Куршской косе и занимался перепродажей недвижимости. Сведения о том, что Бульбову принадлежали какие-то объекты на Куршской косе, подтвердил «НГ» (см. номер от 04.10.07) тогдашний заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, «около четверти объектов недвижимости на территории этого национального парка контролировались генералом Бульбовым, оформлены они на его жену и близких родственников».

Причем на решение задач, далеких от служебных, был нацелен, если судить по обвинениям следствия, и ряд других сотрудников руководимого генералом департамента. Но не все фамилии реальных «соратников» опального генерала следствие может назвать официально и по сей день┘

Однако о некоторых помощниках экс-замглавы ФСКН, причем довольно близких, не сказать было бы ошибкой. Речь – о Марии Ковалевой, самой верной помощнице Бульбова. В газете «Коммерсантъ» (см. номер от 01.10.08) так сообщалось о ней: «Представители следствия заявили, что она, Мария Ковалева, подозревается в тяжком преступлении – соучастии в «получении взятки, сопряженном с вымогательством». По сведениям «Ъ», следствие считало, что Мария Ковалева могла в 2005 году участвовать в вымогательстве и получении денег от бывшего гендиректора ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (АМНТК) Мкртича Окрояна. Как было установлено следствием, в октябре 2005 года «не установленные следствием лица», угрожая, потребовали от господина Окрояна продать им свой пакет акций АМНТК. Господин Окроян, зная сотрудника ФСКН Юрия Гевала, обратился к нему с просьбой обеспечить «меры безопасности». За решение вопросов безопасности господин Гевал и его сослуживец Александр Гусев (оба были арестованы по делу о коррупции и прослушивании телефонов) запросили у гендиректора АМНТК 3 млн. долл., которые тот передал им в декабре 2005 года через посредников. Часть из этой суммы, по версии следствия, получил генерал Бульбов.

Пусть они воюют друг с другом

Есть версия, что появление в Сети компромата на генералов Наркоконтроля, когда героями этого «криминального сериала» становились известные уже нам Бульбов, Зубрин и некоторые другие высокопоставленные сотрудники ФСКН, явилось продолжением их конфликта с коллегами-чекистами. Отправной же точкой в этом противоборстве считается «дело «Трех китов».

Летом 2006 года, вдохновленные личной поддержкой президента, а также всемерным содействием со стороны специально выделенного под «дело «Трех китов» следователя Владимира Лоскутова, сотрудники ФСКН активно, если не сказать ретиво, принялись составлять списки «подозреваемых». В эти списки, как известно, вошла добрая половина руководящего состава Таможенной службы, а также часть генералитета, занимающего ключевые посты в МВД и ФСБ. От ФСКН курировать дело было поручено лично Бульбову.

Поначалу, видимо, все шло так, как и задумывалось. Результаты расследования в виде докладной записки были преподнесены президенту. После чего, разумеется, посыпались генеральские головы в ФСБ, МВД, Таможне и даже самой администрации президента. Поговаривали и о скорой отставке со своих постов еще более высоких чиновников.

Однако затем то ли следователь Лоскутов разуверился в искренности намерений руководителя ФСКН, то ли еще по какой причине, но «дело «Трех китов» в декабре того же 2006 года было прекращено. И новыми «громкими» фигурантами из числа силовиков ФСБ и МВД так и не обогатилось. Такое впечатление, что дело все свелось наркоконтрольщиками лишь к тому, чтобы «зачистить» площадку для себя. Не повезло лишь главному фигуранту Сергею Зуеву, так как Лоскутов материалы на него успел выделить из общего дела и направить в суд. На днях бывший владелец мебельных центров «Гранд» и «Три кита» Зуев был осужден к восьми годам колонии строгого режима, еще восемь участников группы получили несколько меньшие сроки.

Несмотря на то что дело пришлось на какое-то время закрыть, ФСКН торжествовала. Если верить слухам, то чуть ли не планировался день переезда Виктора Черкесова в высокий кабинет на Лубянке. Наверное, проследовать туда же в соответствующем ранге планировал вместе со своим шефом и Бульбов. Переезд не состоялся, на карьерных планах бывшего главного наркоборца был поставлен жирный крест.

Нельзя не упомянуть и еще об одном персонаже из числа тех борцов за укрепление законности в стране. Речь об одном из заместителей Бульбова генерале ФСКН Евгении Бурмистрове. Это истинный служака, как его характеризовали друзья, беспрекословно выполнявший приказы старшего начальника. Создается впечатление, что Бурмистров так глубоко переживал за дело, что, будь его воля, только близким родственникам или друзьям смог бы доверить будущее проверяемых его службой компаний. Невероятно, но факт: сын генерала, вчерашний студент Роман Бурмистров в возрасте 24 лет занялся бизнесом и удивительно быстро стал владельцем крупнейшего холдинга «Здоровая планета».

Но бизнесом, как известно, управлять надо. А вот с этим порой проблема за проблемой. Зимой прошлого года, как сообщало агентство «Клерк.ру», «Здоровая планета» задолжала контрагентам 18 млн. руб. (что подтверждено решениями Кузьминского районного суда Москвы), отдавать которые не торопилась. «Однако судебные приставы-исполнители отдела судебных приставов по ЮВАО Управления ФССП по Москве, – сообщало агентство, – по непонятным причинам не торопятся производить взыскание, несмотря на имеющееся у должника имущество, включая недвижимость и предметы роскоши».

Впрочем, словосочетание «по непонятным причинам», судя по всему, тут явно лишнее. Ведь, по данным того же агентства, «отец должника – Евгений Бурмистров – занимает высокую должность заместителя директора Департамента государственной службы и кадров Министерства юстиции РФ, в ведении которого находится ФССП, сотрудники которой, похоже, встречаются с затруднениями при осуществлении исполнительных действий».

Связаны ли долговые проблемы сына с карьерой отца, конечно же, неизвестно. Зато известно, что недавно последовала очередная отставка Зубрина и переход его на другую, теперь уже более скромную работу.

В ноябре 2009 года Александр Бульбов на определенных следственными органами условиях покинул стены СИЗО и вышел на свободу. С большим желанием, как он выразился, отстоять свое честное имя. Удастся ли ему это сделать, во многом будет зависеть от следственных органов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1187
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1057
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
990
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1140

Другие новости