Вчера в Дагестане продолжилась начатая еще в субботу спецоперация по уничтожению крупнейшей с 1999 года – времени вторжения боевиков из Чечни – группы боевиков Магомедали Вагабова. В лесном массиве южнее селения Губден Карабудахкентского района блокировано, по сообщениям республиканского МВД, более 40 боевиков. По некоторым данным, среди них может находиться и брат смертницы Мариам Шариповой, совершившей теракт в московском метро.
Губденские экстремисты известны своей дерзостью, многочисленностью на протяжении не менее десятка лет. Их лидерство среди бандгрупп на полгода оспорила только так называемая гимринская группировка во главе с бывшим чемпионом мира по ушу-саньда Ибрагимом Гаджидадаевым.
Операция длилась более полугода, в итоге боевики вышли из окружения, а их лидер Ибрагим теперь «амир» боевиков Дагестана.
Не исключено, что такая же ситуация сложится и в окрестностях Губдена, тем более что боевики локализованы не в селе, а в своих укрепленных базах. Эта территория изобилует не только труднопроходимыми «мелкими» лесами, но и множеством гротов и пещер и потому недаром была избрана экстремистами местом своей многолетней дислокации. Такое расположение позволяло их лидеру свободно выходить из этой зоны с группами боевиков и совершать рейды в нескольких прилегающих районах. Здесь же проживают и три его жены, одной из которых была уже известная Марьям Шарипова.
В Дагестане давно недоумевают, почему прилегающие к Губдену ранее массивы не объявлялись зонами масштабных контртеррористических операций (КТО), учитывая, что отряд Вагабова известен как диверсионно-террористическая группа, проводившая неожиданные операции по большому радиусу, охватывая города Дербент, Дагестанские Огни, Мамедкалу и Буйнакск с прилегающими к ним районами. Сам Вагабов прошел основательную диверсионную школу в Пакистане, куда выезжал «для изучения» основ ислама.
Жители самого Губдена, многочисленные родственники Вагабова никак не могут повлиять на экстремистов. Наиболее принципиальные сельчане были убиты, расстрелян «неправильный» имам, взорвали вдову убитого Вагабовым милиционера Елену Трифтаниди с дочерью и сестрой. Причем сделано это было на кладбище, куда они пришли помянуть убитого вагабовцами милиционера – мужа Трифтаниди, урожденной гречанки, принявшей ислам, совершившей хадж и активно выступавшей против насилия и убийств.
Еще лет 20 назад в этом селе произошел кровавый раскол между верующими салафитами (ваххабитами) и последователями традиционного ислама. Противоречия привели к обособлению части верующих, каждая из которых строила свои мечети и все более радикализировалась. Помимо прочего, это привело к тому, что еще 10 лет назад в Губдене уже насчитывалось вместе с квартальными 33 мечети, а в самом Карабудахкентском районе их число превзошло полторы сотни. Сейчас их построено еще больше, но мира и толерантности стало почему-то меньше.
О том, что губденская группировка набирает обороты, было очевидно по акциям с их участием. «НГ» уже предполагала (см. номер от 12.01.10), что именно в этом районе после известных взрывов автомашин со смертниками за рулем будет проходить крупная спецоперация. Но таких районов можно назвать еще как минимум несколько. Пока специалисты разбираются (и не один день) с одними боевиками, остальные укрепляются в других регионах.
К тому же надо заметить, что далеко не все члены губденской группировки сосредоточены в настоящее время в зоне проведения КТО. Значительная часть из них находится в соседних названных выше городах и районах Дагестана. А это значит, что даже успех проводимой операции в окрестностях известного села не будет означать ликвидации губденской бандгруппы.
В ходе вчерашней операции под Губденом погибли трое военнослужащих Внутренних войск МВД России, семеро получили ранения. О потерях среди боевиков не сообщается.
Махачкала