Несмотря на предпринимаемые руководством страны меры по усилению борьбы с терроризмом, вооруженное бандитское подполье на Северном Кавказе активно продолжает свою деятельность. Несложный подсчет данных, опубликованных в СМИ, показывает, что от рук бандитов уже погибли в этом году более 30 милиционеров и военнослужащих. Особенно при этом активно бандподполье в Ингушетии и Дагестане. Охота на сотрудников МВД объявлена уже и в Кабардино-Балкарии (КБР).
В минувшую субботу в результате подрыва прикрепленной к днищу автомобиля мины близ столицы КБР погиб начальник республиканского управления уголовного розыска МВД Зубер Шукаев. Накануне было совершено нападение на двух сотрудников милиции, несших дежурство в районе автовокзала города Баксан.
Патрульная машина, в которой они находились, подверглась интенсивному обстрелу из автоматического оружия. Оба милиционера погибли. По данным МВД КБР, подобных преступлений в этом году в республике было уже семь. Это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напоминают о себе и так называемые черные вдовы. 9 апреля в Ингушетии в селении Экажево в ходе проведения спецоперации подорвалась террористка-смертница, предварительно смертельно ранив из пистолета сотрудника милиции. В ходе перестрелки были ранены двое сотрудников силовых структур и убиты трое боевиков. Небольшое село Экажево, похоже, становится рассадником терроризма не только на Северном Кавказе, но и в России. Как рассказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, неделю назад он встречался с живущими в Экажеве родителями одного из уничтоженных боевиков, который числился без вести пропавшим. До этого, как известно, Евкуров уже проводил «профилактические» беседы с жителями села, которые укрывали одного из лидеров вооруженного подполья на Северном Кавказе Саида Бурятского и других террористов, подорвавших осенью 2009 года «Невский экспресс». В ходе спецоперации в Экажеве в марте Саид Бурятский был убит, а 11 террористов задержаны. И вот снова в Экажеве обнаружены боевики.
Говоря о возможной связи теракта смертницы в Экажеве с трагедиями в Москве и Кизляре, Евкуров заявил: «Мы должны понимать, что все, что совершается по смертникам, взаимосвязано. Самостоятельно никто ничего не делает, есть общее руководство». При этом Евкуров конкретно не назвал лидера террористической сети. Как известно, ответственность за организацию серии актов террористов-смертников на территории России взял на себя лидер боевиков Доку Умаров. На одном из сепаратистских сайтов были распространены слова Умарова о том, что за последний год группа боевиков-шахидов «Риядус-Салихийн» провела ряд операций, причем, утверждает Умаров, «бригада шахидов пополняется лучшими из лучших муджахидов».
Чеченский лидер Рамзан Кадыров считает, что Умаров блефует. По мнению Кадырова, Умаров взял на себя ответственность за взрывы, чтобы увеличить число своих сторонников: «Умаров, который подыхает с голоду, как он может это (теракты. – «НГ») сделать, если даже вшей на себе не успевает давить? Грязный, беззубый, который боится лечь спать. Это крыса, которая бегает из одной норы в другую».
При этом Кадыров предложил полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину использовать помощь и поддержку своей республики другим регионам округа в борьбе с боевиками. «Чечня выиграла войну с террором и экстремизмом, – сказал президент Чечни. – У нас с прошлого года не было ни одного террористического акта. Три с половиной месяца у нас не было вообще даже ни одного выстрела. Это говорит о многом. И что правоохранительные структуры и спецслужбы сформировались. Мы знаем, как бороться с бандитами. И мы можем поделиться с теми субъектами, где есть эта проблема».
Такие предложения Кадырова звучали уже не однажды. И чеченские милиционеры активно участвовали в уничтожении бандитов и в Дагестане, и в Ингушетии. В борьбе с участниками НВФ, конечно, есть успехи. Хотя утверждение Кадырова о том, что в Чечне за этот год не было ни одного выстрела, конечно, не соответствует действительности. Вот лишь некоторые сводки по Чечне за март и апрель с.г. 5 апреля в Шалинском районе республики в результате взрыва самодельной бомбы ранен военнослужащий Внутренних войск МВД РФ. 30 марта в Ножай-Юртовском районе в перестрелке с боевиками были ранены три сотрудника правоохранительных органов, один погиб. 25 марта в Веденском районе на взрывном устройстве подорвались трое милиционеров. 17–18 марта здесь же в ходе крупномасштабной операции против участников бандподполья погибли трое милиционеров, еще три сотрудника силовых структур были ранены. 14 марта ночью у села Бамут в результате встречного боя с группой боевиков погибли двое сотрудников МВД Башкирии. 15 марта там же в результате взрыва фугаса и обстрела пострадали военнослужащий и сотрудник чеченской милиции.