Голосование в дагестанском Дербенте стало главным скандалом прошедшего 11 октября единого дня голосования. По предварительным итогам, действующий мэр Феликс Казиахмедов набрал около 67% голосов, а его главный соперник Имам Яралиев – 28%. В связи с заявлениями о многочисленных нарушениях на избирательных участках, а также жалобами кандидатов и избирателей итоги голосования могут быть признаны недействительными. Вчера городской суд Дербента, изучив заявления оппонентов мэра, уже принял решение «приостановить действия по оспариваемым решениям участковых избирательных комиссий».
Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 06.10.09), главными претендентами на кресло мэра Дербента были действующий градоначальник член «Единой России» Феликс Казиахмедов и нынешний глава Сулейман-Стальского района Дагестана экс-прокурор республики Имам Яралиев. Глава Дербента – второго по численности населения города на юге Дагестана, в котором живут более 100 тыс. человек, – избирается на пять лет.
С начала выборной кампании оппоненты Казиахмедова заявляли, что республиканские власти, поддерживающие мэра, оказывают давление на избирателей. Самым громким случаем подобного рода стала жалоба 75 сотрудников батальона патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) руководству РФ, в которой они сообщили о том, что их вынуждают проголосовать досрочно. Напряжение добавляли конфликты, которые происходили на избирательных участках при досрочном голосовании. 10 октября неизвестные напали на съемочную группу телеканала РЕН ТВ. По словам журналиста Дмитрия Санина, во время съемки сюжета о драке, которая завязалась у одного из участков, «люди в спортивных костюмах» отняли у журналистов телекамеру. При этом милиционеры нападению «спортсменов» не препятствовали. Местные жители утверждали, что среди нападавших были охранники начальника морского порта Абусуфьяна Хархарова. В субботу исчез председатель участковой избирательной комиссии № 30 Мурад Мурадов, который нашелся 11 октября и заявил, что его увезли и избили люди в камуфляже. Эти происшествия позволяли оппонентам мэра утверждать: власти не понимают, что происходит в городе, и хотят контролировать накалившуюся обстановку только силовыми средствами.
День выборов подтвердил эти опасения. С раннего утра в городе чуть ли не на каждом углу стояли сотрудники спецподразделений, которых из сопредельных регионов подтянули в Дагестан для усиления «дербентского направления». Входы на избирательные участки контролировали местные милиционеры и силовики в камуфляже и масках. Они группами запускали избирателей на участки. При этом утром по разным причинам не работали 16 из 36 УИК. На нескольких работающих избирательных участках перед входом образовались стихийные митинги. Противники Казиахмедова утверждали, что милиционеры пускают голосовать только сторонников мэра, и пытались прорваться к урнам. Между силовиками и избирателями то и дело начинались споры и стычки. В присутствии корреспондента «НГ» спецназовцы попытались разбить у одного из журналистов телекамеру, а затем и отобрать ее. За оператора заступилась толпа, которая начала с силовиками потасовку. Инцидент закончился только после нескольких автоматных очередей в воздух. Чуть позже сотрудники правоохранительных органов еще у одного участка запретили журналистам съемку, а затем попытались отобрать у оператора кассету с записями. В сторону местного жителя, который помогал журналистам уйти от спецназовцев, люди в камуфляжной форме открыли огонь, при этом заступник был ранен в ногу.
В городском отделе милиции, который также был под усиленной охраной, находился глава МВД Дагестана Али Магомедов. В середине дня он заявил «НГ»: «Обстановка в городе нормальная». Слова министра расходились с тем, что произошло утром, а также с несколькими автомобилями «Тигр», за полчаса до этого подъехавшими к горотделу. Из «Тигров» выбрались нагруженные оружием сотрудники спецподразделений, которые, пересев в гражданские «Газели», стали разъезжаться по городу. Ближе к вечеру оказалось, что «нормальная обстановка» потребовала личного присутствия в городе полномочного представителя президента РФ в ЮФО Владимира Устинова, который был вынужден прибыть в Дербент.
Городской избирком подвел предварительные итоги выборов: при явке в 55% избирателей действующий мэр города Феликс Казиахмедов набрал около 67% голосов, а Имам Яралиев – 28%. 11 октября в Дербенте состоялся митинг сторонников Яралиева. В резолюции участники акции потребовали отменить итоги голосования. Сторонники экс-прокурора назвали голосование «беспределом» и заявили, что собирают подписи избирателей, которые не были допущены на участки, но хотели проголосовать за Яралиева. Дагестанский правозащитник Мурадхан Ребаданов заявил, что «никаких выборов не было, а был фарс с вбрасыванием бюллетеней, где на участки пускали тех, кто голосовал за поддержанного республиканскими властями кандидата». Как заявил глава ЦИК РФ Владимир Чуров, о проблемах на выборах в Дербенте Центризбирком уже уведомил депутат Госдумы от Дагестана Асанбуба Нюдюрбегов. Если информация о многочисленных нарушениях на избирательных участках Дербента будет подтверждена, выборы могут быть признаны недействительными. По словам члена Центризбиркома Леонида Ивлева, решение об итогах голосования будет принято в течение трех дней. Кроме того, городским судом были изучены заявления, поступившие от кандидатов на пост мэра Эльхана Казимова, Салиха Рамазанова и Имама Яралиева о признании выборов недействительными. «Действия по оспариваемым решениям участковых избирательных комиссий приостановлены мной до рассмотрения их заявления по существу», – заявил вчера судья Султан Мустафаев.