Александр Яковенко – опытный дипломат.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Если пост генерального директора ЮНЕСКО займет представитель РФ, это повлияет на шансы Санкт-Петербурга сохранить свое место в списке всемирного культурного наследия. Такое мнение «НГ» высказал источник в Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Кандидату от России Александру Яковенко противостоят восемь соперников.
Второй срок японца Коитиро Мацууры на посту гендиректора ЮНЕСКО истекает в ноябре. Согласно Уставу ЮНЕСКО кандидатура высшего чиновника организации предлагается Исполнительным советом (ИС), в который входят 58 стран. Голосование по выдвинутым девяти претендентам состоится в ходе сессии ИС, которая пройдет с 7 по 23 сентября. Страны внутри Исполнительного совета разделены по географическому принципу на шесть групп. РФ отнесена к Группе II наряду с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Литвой и Сербией.
Дрезденский прецедент
Внутри Группы II Яковенко противостоят претендент от Литвы Ина Марчиулионите, поддержанная Эстонией и Латвией, и кандидат Болгарии Ирина Бокова. В постпредствах Азербайджана, Венгрии и Сербии телефоны вчера не отвечали. Источники «НГ» в Группе II дали понять, что представители бывших соцстран от борьбы отказываться не собираются.
Публично кандидаты хорошо отзываются друг о друге. Ирина Бокова на просьбу «НГ» сказать, кто является фаворитом гонки, ответила, что концентрируется на собственной кандидатуре и уважает всех соперников. «Пост генерального директора ЮНЕСКО – одной из важнейших организаций в системе ООН – очень важный и престижный для страны», – отметила Бокова. По ее словам, гендиректор ЮНЕСКО должен работать на весь мир, а не только на свою страну. На вопрос, повысились бы шансы Санкт-Петербурга сохранить место в списке объектов всемирного культурного наследия, если бы Яковенко удалось победить, Бокова ответила: «Сохранить статус Санкт-Петербурга – это вопрос критериев, связанных с Конвенцией о культурном наследии человечества, а не вопрос выборов генерального директора ЮНЕСКО».
Тем временем источник «НГ» в ЮНЕСКО заявил: «Если взглянуть с чисто формальной точки зрения, статус Санкт-Петербурга отнюдь не в руках гендиректора, решения принимает Комитет всемирного наследия – независимый орган, в котором представлено 21 государство. Но теоретически наличие или отсутствие у России кресла гендиректора ЮНЕСКО могло бы сказаться на будущем статуса города на Неве».
Как ранее сообщала «НГ», недавно Дрезден был исключен из списка объектов всемирного культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Город в Германии поплатился за строительство моста в центре. Судьбу Дрездена, не исключено, может повторить и Санкт-Петербург. Во-первых, здесь так и не отказались от строительства газпромовского небоскреба «Охта-центр», во-вторых, в Смольном презентовали проект нового моста через Неву, который свяжет Васильевский остров с «материковой» частью города.
Три голоса и победа
Итоги голосования в Исполнительном совете непредсказуемы: в 1987 году Федерико Майор Сарагоса в первом туре получил лишь три голоса, но в конце концов был избран гендиректором. Так что пока, наверное, не стоит сбрасывать со счетов и остальных кандидатов – Мохаммеда Беджауи (Алжир), Фарука Хосни (Египет), Соспетера Мвияруби Мухонго (Объединенная Республика Танзания), Ивонн Хуез де А. Баки (Эквадор), Бениту Ферреро-Вальднер (Австрия) и Нуреини Тиждани-Серпос (Бенин).
Собеседник «НГ» в ЮНЕСКО выразил мнение, что ясности с фаворитами в гонке пока нет и они быстро меняются. Очевидно, что арабские страны сплотились вокруг египтянина Фарука Хосни, которого также призвал поддержать Африканский союз. При этом, несмотря на договоренности, в той же географической Группе V (b) выдвинулся еще один кандидат – алжирец Мохаммед Беджауи. Источник «НГ» предположил, что появившиеся в прессе утверждения, что Александр Яковенко и представитель Австрии Бенита Ферреро-Вальднер являются наряду с Хосни фаворитами гонки, могут быть частью пиар-кампании. О фаворите в Группе II, куда входит Россия, вряд ли можно будет говорить до первого или второго тура голосования, предположил источник.
15 сентября все девять кандидатов должны будут пройти собеседование с членами Исполнительного совета. Каждому отводится 20 минут на устное выступление, в котором, в частности, будет обозначено видение кандидатом целей и задач организации. В последующие полчаса претендентам на пост гендиректора предстоит ответить на шесть вопросов – по одному от каждой группы. Вопросы и ответы должны быть на одном из двух рабочих языков – английском или французском.
Далее состоится голосование. Для победы кандидату требуется заручиться поддержкой минимум 30 членов Исполнительного совета. Если этого не происходит, на следующий день назначается второй тур. Теоретически все участники гонки могут дойти вплоть до пятого тура (у них есть право также снять свою кандидатуру в любой момент). Пятый тур – решающий, в нем борются лишь два кандидата, набравшие ранее наибольшее число голосов.
Исполнительный совет сообщает Генеральной конференции ЮНЕСКО имя избранного кандидата, а также передает проект контракта, в котором определены условия его найма, оклад, компенсации. Традиционно Генконференция всегда одобряла кандидата, которому отдал предпочтение Исполнительный совет.
20 миллионов для ЮНЕСКО
Согласно данным болгарского агентства novinite.com, в 2008 году кабинет министров Болгарии одобрил выделение финансовой поддержки для кампании своего кандидата в размере 100 тыс. болгарских левов. В российских СМИ вчера прошла информация со ссылкой на неназванного дипломата, что в связи с предвыборной кампанией Россия заявила о добровольном разовом взносе 20 млн. долл. в случае победы российского кандидата. Однако в МИД России «НГ» не смогли подтвердить эту информацию официально. Замминистра Александр Яковенко перемещался с одного совещания на другое и был недоступен для интервью.
Кандидат от Болгарии Ирина Бокова заявила «НГ»: «Я была бы счастлива, если бы Россия дала эти деньги независимо от результатов выборов. Это был бы знак солидарности с тем, что делает ЮНЕСКО... Не думаю, что выборы гендиректора – это торговля. Это не наш подход, и не думаю, что это подход России».