В Ставропольском крае вчера был создан оперативный штаб, контролирующий обстановку в селе Иргаклы Степновского района. В этом селе в воскресенье ночью произошла массовая драка между представителями даргинской и ногайской национальностей, завершившаяся задержанием десятков участников конфликта.
Сейчас ситуация в селе стабильная, массовых беспорядков не наблюдается. Территория района контролируется силами сотрудников подразделений ГУВД по Ставропольскому краю. Правоохранительные органы выясняют, какие именно причины побудили ногайцев и даргинцев начать драку.
Как уверяют ставропольские чиновники, массовая драка (только задержано было 40 участников «битвы») произошла из-за бытовых проблем.
Однако не исключено, что конфликт между ногайцами и даргинцами разгорелся на национальной почве. На Ставрополье, где даргинцы составляют 1,4%, а ногайцы – 0,7% населения, стычки между этими ними происходят регулярно. Причем в Степновском районе столкновения происходят не в первый раз – в селе Иргаклы в 1999 году уже была массовая драка между даргинцами и ногайцами. А несколько лет назад подобное произошло в соседнем Нефтекумском районе, где в селе Махмуд-Мектебе подрались около 300 человек. В ЧП участвовали и приезжие из приграничного Ногайского района Дагестана. У некоторых были не только охотничьи ружья, но гранаты и даже минометы. Столкновение в Махмуд-Мектебе чиновники также называли бытовухой: мол, парни не подели девушек.
Этнические войны в Нефтекумском районе старожилы помнят издавна. Вначале они велись преимущественно между ногайцами и русскими, а когда в 1960-е годы из Дагестана активно стали приезжать и селиться даргинцы, русские остались в стороне. Стычки случались, например, из-за кражи овец, а иногда просто из-за косого взгляда. До серьезных увечий или убийств дело не доходило, а на зачинщиков драки сельсовет не обращал внимания.
Два года назад Ставрополю предрекали судьбу «второй Кондопоги». 24 мая 2007 года в краевом центре произошла массовая драка, в результате которой погиб чеченский студент, а десятки людей получили ранения. Однако связь массовых беспорядков в Ставрополе с межнациональной враждой власти не признали. Комиссия Госдумы РФ по проблемам Северного Кавказа резюмировала, что это были «бытовые столкновения между молодежными группировками».
По мнению политолога Василия Петрова, произошедшее в Иргаклы стало результатом непродуманной политики местных властей, которые, утратив контроль за межнациональными отношениями, объясняют возникающие конфликты бытовыми причинами.
Губернатор Ставрополья Валерий Гаевский, посетивший вчера Иргаклы, поручил кураторам Степновского района и других территорий края «при проведении антикризисной политики на местах уделять первостепенное внимание взаимосвязи между уровнем безработицы, возможными проблемами по заработной плате и вероятностью этнической напряженности». Между тем в Степновском районе с населением 22,3 тыс. человек самый высокий уровень безработицы в регионе – 18% (в среднем по краю – 2,7%). Что конкретно готовы сделать власти, чтобы в условиях кризиса обеспечить работой местных жителей, осталось неясным. Кстати, зарплата в районе втрое ниже, чем средняя по краю.
Как отмечает собеседник «НГ», на Дону этнические конфликты окончились несколько лет назад благодаря прежде всего жесткой позиции казачества. У казаков свой суд: не дожидаясь результатов расследования, они выселяют все семьи подозреваемых в насилии – будь то чеченец или турок-месхетинец. Несколько лет назад это едва не привело к вооруженному столкновению между казаками и чеченцами в райцентре Ремонтное. Причиной стало обвинение проживающего в селе уроженца Чечни в изнасиловании дочери местного атамана. Атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий, ныне депутат Госдумы, объявил тогда войско «в состоянии похода» и направил в Ремонтное около 200 казаков.
Ростов-на-Дону