Каждый второй боеприпас, уничтожаемый российскими саперами, найден в Янтарном крае.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера на заседании Калининградской областной Думы принят Закон «Об организации и порядке очистки местности от взрывоопасных предметов на территории Калининградской области». Идея этого нормативного акта лежит буквально под ногами – вместе со снарядами, минами и авиабомбами. Каждый второй боеприпас, уничтожаемый в России в течение года, найден в Калининградской области.
За минувшие после окончания войны 64 года в Калининградской области извлечено и уничтожено 1,29 млн. снарядов и бомб. И это несмотря на то, что еще в 1947 году военные сообщили в Москву о полном разминировании территории региона. После войны от взрывов боеприпасов пострадало свыше 500 человек, 260 из них погибли. До сих пор каждый год в Калининградской области погибает несколько подростков, пытающихся самостоятельно разминировать местность.
По оценкам Главного управления МЧС по Калининградской области, в землях анклава до сих пор находятся 1,35 млн. боеприпасов. Еще 10 лет назад тогдашний командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров оценивал масштабы проблемы в 26 тыс. стандартных железнодорожных составов.
Некоторые участки на балтийском побережье требуют сплошного разминирования. Кроме того, в прибрежных водах находится почти 200 потопленных барж с боеприпасами. Одну из них сейчас нейтрализуют специалисты Акваспаса, так как она находится вблизи возводимой государственной резиденции в Пионерском. Как напомнил «НГ» руководитель местного МЧС генерал-майор Юрий Чинчуков, в позапрошлом году авиабомбу нашли в 50 метрах от правительства области, на откосе железнодорожной насыпи, по которой ежедневно проходят десятки составов. Под зданием одного из калининградских детсадов также была найдена неразорвавшаяся бомба весом в 100 кг.
Как сообщил заместитель председателя областной Думы Юрий Семенов, в местном облисполкоме в советское время существовал отдел, занимавшийся исключительно организацией разминирования. Сами операции осуществлялись силами саперных подразделений Балтийского флота и гарнизона Сухопутных войск. Сейчас ситуация изменилась. Федеральный закон предусматривает, что разминирование должно оплачиваться муниципалитетами. Последние отказываются это делать, ссылаясь на традиционное отсутствие средств, и сотрудникам МЧС приходилось рисковать жизнью за спасибо. Постоянное обнаружение взрывоопасных предметов серьезно затрудняет строительные работы. Кстати, в регионе появилось несколько частных фирм, занимающихся разминированием местности.
Принятый региональный закон определяет порядок действий в случае обнаружения снарядов и мин, закрывая тем самым лакуну, оставленную федеральными законодателями. При этом вопрос о финансировании разминирования опять повисает в воздухе. Инициатор законопроекта депутат Владимир Вуколов предлагает привлечь к процессу Германию, Англию и США, руководствуясь принципом: «Вместе засоряли землю боеприпасами, вместе будем их утилизировать».
Калининградский политолог Владимир Абрамов со скепсисом относится к перспективам сотрудничества в данном вопросе. «Никто не проявляет особого желания участвовать даже в утилизации химических боеприпасов, затопленных на Балтике. Что уж говорить про снаряды и бомбы, которые находятся на суверенной территории России, – сказал он «НГ». – Поэтому надо перестать ждать, когда Запад нам поможет, и самостоятельно решать данную проблему. В частности, строить завод по утилизации боеприпасов. Ведь кроме тех, что остались в земле после Второй мировой, на складах скопилось огромное количество просроченных снарядов, мин, торпед и бомб Советской армии. С ними тоже надо что-то делать».
Как считают эксперты, вопрос о разминировании земель неспроста поставлен именно сейчас. В 2008 году глава Росатома Сергей Кириенко и калининградский губернатор Георгий Боос подписали соглашение о строительстве в регионе атомной электростанции. Для нее уже определена стройплощадка под городом Неман. При этом атомную стойку решили развернуть на месте самых ожесточенных боев, где, как и по всей области, сплошного разминирования после 1945 года, как оказалось в реальности, не проводилось.
Калининград