Традиционный милицейский перформанс.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В столице Поволжья состоялся организованный местным филиалом Государственного центра современного искусства 24-часовой семинар «Левое искусство. Левая философия. Левая история. Левая поэзия». Этот экспериментальный проект предусматривал лекции, поэтические чтения, обсуждения и кинопоказы. Организовали его художник Николай Олейников, философ Алексей Пензин, поэт Кирилл Медведев и социалист Илья Будрайтскис. Мероприятие было закрытым, попасть туда можно было после предварительной записи. Однако перформанс, организованный милицией, оказался самым ярким, незапланированным программой эпизодом.
Изучение левого искусства участники начали с просмотра ленты Жана-Люка Годара «Симпатия к дьяволу. Один плюс один». За 20 минут до окончания фильма в помещение клуба «Соль», где проходил семинар, вошли семеро омоновцев и двое в штатском. Командой «Все лицом к стене! Руки на стену!» знакомство с творчеством французского режиссера было прервано. Не объясняя свои действия, омоновцы забрали у всех паспорта, вывели более тридцати участников семинара на улицу, сгрузили в «пазик» и привезли в РУВД. Поездка длилась недолго, поскольку районное управление милиции находится в десяти шагах от клуба. По дороге, правда, милиционеры успели обсудить «неславянскую» внешность одного из участников семинара.
В милиции интересующихся левым искусством опросили, переписали их паспортные данные и сфотографировали. (Из-за того что отказал милицейский фотоаппарат, участников семинара пришлось запечатлеть на камеру мобильника.) Среди задержанных были дети и мама художника Николая Олейникова, а также учащиеся школы современного искусства. Вторая часть их общения с милицией прошла мирно, некоторые участники семинара даже попытались прямо в отделении перейти в формат культурологической дискуссии, а поэт Кирилл Медведев прочитал свой перевод стихотворения Пьера Паоло Пазаолини. Так что прощались милиционеры с культуртрегерами уже мирно. Те вернулись на семинар, программу которого пришлось сократить.
Люди в штатском, принимавшие участие в задержании, оказались сотрудниками Центра «Э» – по противодействию экстремизму. Скорее всего их интерес к семинару был вызван датой его проведения (9 мая), «левым» названием и присутствием в списке организаторов активистов социалистического движения «Вперёд!». (Милиция, кстати, отобрала у участников пачку газет «Вперёд!», да так и не вернула.) Правоохранительные органы называют случившееся обычной проверкой паспортов. «Это была профилактическая работа, такая же, как документы проверяют у людей на улицах», – пояснили «НГ» в пресс-службе ГУВД области.
«Не вижу в случившемся проблемы, – рассказала директор нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. – Правоохранительные органы просто среагировали на слово «левое», не увидев разницу между левыми политическими движениями и левым искусством, которая на самом деле велика». Художник Николай Олейников заявил, что не имеет претензий к сотрудникам милиции, он лишь пожелал им «внимательно прочитать конфискованные газеты, составить о написанном собственное мнение, потом прийти на следующий семинар и задать вопросы». А сотрудник института философии РАН Алексей Пензин предположил, что милиция просто хотела познакомиться с современным искусством.
Судя по всему, явление омоновцев на разные мероприятия становится обыденным событием. Команда «лицом к стене!» звучит уже почти как «с добрым утром!». Тем более, если вдуматься, разве это не экстремальный способ проведения Дня Победы – культурологический семинар с дискуссиями в ночном клубе? Это ведь не социально одобряемые огород, парад, шашлык или телевизор. Это явно что-то из ряда вон. Левое оно, одним словом.