Объявленная единороссами чистка рядов актуальна как никогда. Партия власти легко обрастает теми, кто хочет в собственных целях быть к этой власти поближе, и скандалы, в которых фигурируют те или иные партийные имена, скорее печалят, чем удивляют. Вряд ли удастся отделить зерна от плевел единожды и окончательно, но что мешает активизировать процесс? Президентский курс на борьбу с коррупцией внушает некоторую надежду на более пристрастное отношение к людям с депутатскими и прочими корочками, дающими широкие права без надлежащего контроля.
Пока же подмоченная репутация не делает героев скандальных хроник персонами нон грата во властных структурах. СМИ уже писали об Андрее Назарове, депутате Госдумы от Башкирии, неоднозначное прошлое которого было благополучно забыто и похоронено под солидностью нынешних регалий. Между тем, как сообщала The Moscow-post (см. номер от 19.11.08), будущий слуга народа 20 с небольшим лет назад обвинялся в групповом изнасиловании, но отделался легким испугом и условным сроком. «На телеканале ТВ Центр прошел сюжет об уголовном прошлом депутата Госдумы от Башкирии Андрея Назарова, – пишет издание. – События 20-летней давности: жертва группового изнасилования, жительница Сибайского района Башкирии Гульнара Гайсина, рассказала Караулову о том, как в 1986 году ее, студентку педагогического училища, трое человек, в том числе Назаров, избили и изнасиловали в подвале... А депутат скрыл, по мнению женщины, этот страшный факт в своей биографии, «уничтожил, пользуясь связями, уголовное дело под номером 0024219».
Есть в биографии Андрея Назарова и другие вызывающие вопросы «недоразумения». Как 12 марта 2009 года сообщал портал «Полит.Ру» со ссылкой на агентство Regions.ru, «у депутата Государственной Думы Андрея Геннадьевича Назарова в анкетных данных в качестве первого, базового высшего образования фигурирует диплом ЖБ-11 № 0062051 от 25.05.95, выданный в Казахстане по специальности «Экономика и управление в торговле и общественном питании». Однако он, похоже, растворился в воздухе точно так же, как и уголовное дело. По информации «Полит.Ру», «на запрос из Казахского экономического университета, некогда называвшегося Алма-Атинским институтом народного образования, пришел ответ, что Назаров Андрей Геннадьевич в выпускниках не числится, диплом номером ЖБ-11 № 0062051 ему не выдавался». Между тем депутат уже защитил кандидатскую диссертацию, постоянно повышая свой образовательный уровень. Подделка документов, кстати, тоже карается законом, если закон этим фактом заинтересуется.
В конце прошлого года г-н Назаров засветился в городе Сибае. Как сообщала «Новая газета» (см. номер от 22.12.08), возмущенные долгами по зарплате работники «Башмедьстроя» устроили митинг возле приемной «Единой России», поскольку на ее вывеске значится имя депутата Назарова. Именно он, как считали собравшиеся, в ответе за их бедственное положение. По данным издания, «среди учредителей «Башмедьстроя» значатся Светлана Геннадьевна Нигматуллина и Ильшат Анварович Нигматуллин. И ни для кого в Сибае не секрет, что это вовсе не чужие Андрею Геннадьевичу люди: сестра и зять».
Митинг получил огласку в прессе, и возмущенный депутат приехал к своим бывшим избирателям, но не для того, чтобы предложить помощь, а с претензиями: почему допустили несанкционированное выражение народного гнева. Он, судя по всему, увидел в этом некий политический подтекст и происки врагов, которые хотят навредить его бизнесу. После бурного выяснения отношений с провинившейся местной властью, которое закончилось, как сообщило агентство «Росбалт» (15.11.08), сердечным приступом у управляющего делами городской администрации, Назаров, очевидно, посчитал свой долг исполненным и отбыл в столицу.
И, наконец, совсем свежие скандальные новости «от Назарова». СМИ не раз сообщали о лжепризнаниях убийцы сибайского прокурора: отбывая заслуженное наказание в колонии строгого режима, бывший начальник местной ГАИ Нурыахмат Шагиев спустя несколько лет вдруг «вспомнил», что убийство было заказное и заказчиком являлся нынешний премьер Башкирии Раиль Сарбаев. Эту историю рассказали «АиФ Башкортостан» (04.03.09).
При чем здесь депутат Назаров? Как оказалось, очень даже при чем. The Moscow-post (06.03.09) и башкортостанская газета «Час пик» (см. номер от 04.03.09) приводят фрагменты из стенограммы, как утверждает московская газета, «разговора депутата Назарова с предпринимателем из города Сибай. Стенография беседы указывает на то, что предпринимателю депутатом Назаровым было дано поручение навещать Шагиева в местах не столь отдаленных, дабы уговорить последнего собственноручно написать заявление на премьера, построенное на выдуманных сведениях».
Как пишет The Moscow-post, «предприниматель указал, что неоднократно по просьбе депутата Назарова выезжал в Печору, ФБУ ИК-49 УФСИН к Шагиеву Н.Н. с тем, чтобы «уговорить его написать заявление». В упомянутом номере газеты «Час пик» опубликована та же стенограмма, в которой, в частности, есть такой диалог: «Надо еще раз тебе в Печору поехать. Не то он написал!» – «Да я не читал, что за бумаги-то?..» – «Все знают, что он, Шагиев, убил прокурора. Надо писать на Сарбаева, что он заказал. Нам Сарбаев нужен! И мы тогда пересмотрим дело и срок ему скостим. В общем, езжай обратно...» – «И что мне ему сказать?» – «Пусть на пять адресов – Медведеву, Чайке, Бастрыкину, мне, Фахретдинову своей рукой перепишет текст, который я ему передам...»
Чем именно Назарову не угодил премьер? Как пишет «Час пик», «прежде чем стать депутатом Госдумы, Андрей Назаров занимался предпринимательством в Сибае... в руки Назарова перешли оформленные на его зятя и тещу муниципальные рынки Салавата, Белорецка, Туймазов и Октябрьского». По мнению журналистов газеты, «разгоряченное воображение парламентария представило Раиля Сарбаева виновником своих бед – это он, в свое время будучи главой Минимущества, мог отследить продажу госсобственности по бросовой цене, это он, став председателем башкирского правительства, мог инициировать расследование передачи народного достояния в частные руки».
Беда в том, что там, в далеком башкирском городе, имя Назарова ассоциируется с «Единой Россией», с властью, которую надо уважать, а уважать не хочется, а также с коррупцией, с которой нас призывают бороться, но все никак не получается, пока такие назаровы находятся среди тех, кто призывает.