В попавших под обстрел автобусах обычно приходится вставлять новые стекла.
Фото Руслана Ишмухаметова
Награду в миллион рублей объявил мэр Казани Ильсур Метшин за информацию, которая позволит поймать преступников, нападающих на маршрутные автобусы в городе. За минувшие выходные в Казани произошло более 60 случаев нападений на этот вид общественного транспорта.
Инциденты происходили по одной схеме: вечером к автобусу, стоящему на остановке или притормозившему перед светофором, подъезжал автомобиль с тонированными стеклами, из которого злоумышленники стреляли по окнам из пневматического оружия. Похоже, целью было разбить как можно больше стекол в автобусе. Причиненный ущерб городские власти оценили в 650 тыс. руб.
Чтобы противостоять нападающим, в мэрии Казани создан оперативный штаб, в который вошли чиновники комитета по транспорту исполкома и представители милиции.
Штаб будет проводить ежедневные заседания до тех пор, пока виновные не будут обезврежены. Как сообщил «НГ» начальник пресс-службы УВД Казани Игорь Силко, версии того, кому понадобилось обстреливать автобусы, не разглашаются в связи с необходимостью соблюдать тайну следствия. Впрочем, Ильсур Метшин уже определил узкий круг подозреваемых. По словам градоначальника, по автобусам стреляют «пираты» – частные предприниматели-извозчики, которые до сих пор обслуживают горожан на «Газелях» и «пазиках». Таким образом, по мнению Ильсура Метшина, они борются с конкурентами – официальными городскими перевозчиками.
Полтора года назад в столице Татарстана завершилась большая транспортная реформа, целью которой было убрать с городских дорог автобусы «малой и особо малой вместимости» – те же «Газели» и «ПАЗы». Вместо них мэрия Казани закупила около полутора тысяч новых больших автобусов, в основном китайского производства. Независимые предприниматели-извозчики получили от городских властей ультиматум – избавиться от «Газелей», купить или взять в лизинг большие китайские автобусы или прекратить заниматься перевозкой людей. В результате реформы городские власти заставили 260 частных предпринимателей и организаций, которые обслуживали городскую сеть общественного транспорта, уйти с этого рынка. Право перевозить пассажиров осталось у двух десятков официальных ПАТП. Однако несколько предпринимателей заявили, что транспортная реформа, затеянная мэром Казани, незаконна, и остались на рынке частных перевозок. Ильсур Метшин не стесняется прилюдно называть таких бизнесменов пиратами и обвинять в нетрудовой деятельности. «Пираты», кстати, до сих пор продолжают обслуживать горожан на старых автобусах и по прежним, дореформенным ценам – 10 руб. (проезд у официальных перевозчиков сегодня стоит 15 руб.).
Один из таких частных извозчиков Фердинанд Ганеев, к которому корреспондент «НГ» обратился за разъяснениями, назвал подозрения в нападениях бредом. «Это чепуха. Мы работаем, как прежде, и никому в голову такое не придет», – заявил предприниматель.
Не согласился с мэром Казани и председатель Движения против преступности и беззакония Дмитрий Бердников, который считает, что обвинения Ильсура Метшина не более чем повод, чтобы окончательно расправиться с противниками его реформы и навсегда убрать их из этого бизнеса. «Остались единицы предпринимателей, отважившихся продолжать работать на этом рынке. Что с ними только не делали: и автобусы их поджигали, и водителей арестовывали. Ничего не помогло. Они до сих пор работают. Последние события – это только повод окончательно расправиться с ними». Мэр Казани, кстати, пообещал виновным в нападениях, что раскаленной сковороды им покажется мало: «Мы им такое покажем!»
Казань