В конце июня 2008 года на пост председателя совета Ассоциации российских производителей бриллиантов (АРПБ) был избран Максим Шкадов – генеральный директор смоленского «Кристалла», крупного гранильного предприятия, принадлежащего государству. Спустя десять дней после этого избрания в СМИ был опубликован программный документ «Заявление Ассоциации российских производителей бриллиантов», в котором резкой критике была подвергнута компания АЛРОСА, контролирующая около 98% российского рынка алмазного сырья и являющаяся основным поставщиком «Кристалла».
В заявлении АРПБ, в частности, говорится: «С мая 2008 года АЛРОСА сократила объемы предложения алмазов для внутреннего рынка, игнорируя при этом поручение правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 33 об увеличении объемов продаж алмазов российским перерабатывающим организациям.
АРПБ не может согласиться с односторонними, губительными для отрасли действиями компании АЛРОСА и заявляет, что будет обращаться в органы государственной власти и управления Российской Федерации по вопросу дальнейшего существования перерабатывающего производства в России.
АРПБ беспокоит судьба 10 тысяч высококвалифицированных работников отрасли, занятых на предприятиях, созданных в основном на государственные средства и ежегодно производящих высококачественную продукцию на сумму 1,0–1,2 млрд. долл.
АРПБ готова приложить все возможные усилия для совершенствования нормативной базы алмазно-бриллиантового комплекса России, поддержания цивилизованных и взаимовыгодных партнерских отношений и выражает уверенность в том, что благодаря совместным действиям заинтересованных сторон существующая более 45 лет отрасль и знаменитая на весь мир «русская огранка», положительно влияющие на имидж страны, сохранят свое высокое положение на мировом рынке».
Таким образом, в соответствии с духом и буквой цитируемого документа ситуация на российском алмазном рынке выглядит достаточно просто: есть непатриотичная компания АЛРОСА, которая исходя исключительно из собственных шкурных интересов и при этом злостно нарушая волю высших инстанций, готова погубить знаменитую «русскую огранку». А есть патриотичная компания «Кристалл», играющая первую скрипку в не менее патриотичной АРПБ, готовая при помощи «органов государственной власти и управления», положить живот свой для торжества «русской огранки» и отрасли в целом.
Конечно, любой профессиональный участник алмазного рынка хорошо осведомлен, что процентная ставка в России гораздо выше, чем в Индии, Китае, Израиле и Евросоюзе, что налоговый пресс критично тяжел, что дешевые кредиты для российских огранщиков недоступны, что специализированных банков в России нет, что благодаря особенностям законодательства на исполнение экспортного контракта российскому огранщику нужна неделя, а израильскому – один час┘ Короче, что существует масса объективных и субъективных причин, благодаря которым огранка в России малорентабельна и непривлекательна для инвесторов. И к этим причинам АЛРОСА ни малейшего отношения не имеет.
Все это обсуждалось во множестве публикаций и в популярных, и в специализированных изданиях и, видимо, наскучило. А разве может наскучить защита национальных интересов? Защита интересов трудящихся? Экономической безопасности страны, наконец?! И вообще, что может быть веселее, чем поставить на место зарвавшихся ренегатов, вредителей и безродных космополитов?
Столь яркий приступ алмазного патриотизма действительно вызвал волну живого интереса к проблеме. В том числе и у компетентных «органов государственной власти». И в результате «русская огранка» смоленского «Кристалла» засверкала самыми неожиданными гранями.
Как и подобает любому крупному диамантеру, смоленский «Кристалл» располагает сетью аффилированных предприятий, расположенных в крупнейших мировых центрах обработки алмазов. Это «Smolensk Diamonds N.V.» (Антверпен), «Smolensk Diamonds Israel, Ltd» (Тель-Авив), «Smolensk Diamonds USA, Inc» (Нью-Йорк), «Kristall, Inc» (Лос-Анджелес), «Kristall Middle East, dmcc» (Дубай), «Smolensk Diamonds Asia, Ltd» (Гонконг). В прессе эти предприятия часто называют «зарубежными торговыми представительствами «Кристалла», что не совсем точно. Скажем, в «Smolensk Diamonds N.V.» «Кристалл» владеет долей всего в 20% – это меньше блокирующего пакета. Кому принадлежат остальные 80%? На самом «Кристалле» об этом скромно умалчивают, остается надеяться, что загадочные владельцы настроены не менее патриотично, чем г-н Шкадов.
Потому что только чувством здорового патриотизма можно объяснить тот удивительный факт, что «Smolensk Diamonds N.V.» закупило в 2006–2007 годах у АЛРОСА изрядное количество алмазов (173 тыс. карат) в счет квоты, выделяемой на внутреннем российском рынке смоленскому «Кристаллу». Естественно, по инициативе самого «Кристалла». Частное по сути предприятие с бельгийской регистрацией, основной владелец которого предпочитает на широкой публике не показываться, свободно берет с внутреннего российского рынка 18% (в каратах) от квоты государственного «Кристалла» и далее┘ А вот что происходит далее, никакие «органы государственной власти и управления Российской Федерации» определить не в состоянии, по крайней мере – официально: предприятие частное, бельгийское, что за неуместное любопытство?
Неофициально же есть некоторые серьезные основания предполагать, что далее эти алмазы не превращаются в бриллианты «русской огранки», а просто перепродаются. Прибыль, как и положено, делится в соответствии с долями в уставном капитале: 20 к 80. Есть еще пара мелких деталей: поскольку «Smolensk Diamonds N.V.» для АЛРОСА зарубежный клиент, все расходы по таможенному оформлению несет российская государственная компания, а посему навар от перепродажи гуще, кроме того, по настоянию руководства «Кристалла», на алмазы, отгружаемые в адрес «Smolensk Diamonds N.V.», не действуют ограничения по ассортименту, применяемые к обычным зарубежным клиентам АЛРОСА, – ведь эти поставки предназначены как бы для внутреннего рынка, поэтому качество камней весьма высокое и перепродавать их одно удовольствие. Поистине нет предела изощренности патриотической мысли!
Видимо опыт работы «Smolensk Diamonds N.V.» в 2006–2007 годах был настолько успешен, что в нынешнем году господин Шкадов энергично совершенствовал эту полезную практику. За пять месяцев 2008 года «Кристалл» приобрел у АЛРОСА алмазов на сумму около 80 млн. долл. И 37,7% этих алмазов по требованию «Кристалла» АЛРОСА экспортировала в адрес зарубежных предприятий, считающихся «дочерними» по отношению к «Кристаллу». При этом таможенные расходы, как и прежде, легли на АЛРОСА, и дальнейшая судьба этих камней осталась неясной.
Разумеется, у «Кристалла» есть не только «дочерние» предприятия за рубежом, имеются таковые и в России. Здесь, к счастью, российские «органы государственной власти и управления» обладают большими полномочиями, чем в Бельгии, поэтому процитируем официальный документ: «На территории Смоленской области в настоящее время действует восемь ограночных предприятий, являющихся клиентами АК АЛРОСА. Среди учредителей ряда фирм выявлены лица и организации, аффилированные с руководством ПО «Кристалл». Заместитель генерального директора ПО «Кристалл» Абрамов Вячеслав Николаевич, его жена Абрамова Елена Николаевна, жена бывшего директора ПО «Кристалл» Ребрика Ю.Н. – Клебанова Елена Петровна, а также главный бухгалтер ПО «Кристалл» Сидоренкова Екатерина Яковлевна (приемная дочь Ребрика Ю.Н.) через ряд юридических лиц являются соучредителями смоленских ограночных компаний ООО «Гагарин», ООО «Смоленск-ориентал», ООО «КД-прогресс» и ООО «Смоленск-таше».
Перечисленные предприятия в соответствии с действующим законодательством имеют право экспортировать за рубеж 15% (по стоимости) закупленных по квотам внутреннего рынка у АЛРОСА алмазов и этим правом активно пользуются. Среди крупнейших покупателей их продукции, что примечательно, тот самый «Smolensk Diamonds N.V.». Так может, не такая уж и загадка – кто владеет 80% этого «дочернего» предприятия смоленского «Кристалла»?
Итак, перед нами классический образец скромного патриотичного бизнеса, в котором государственные интересы неразделимы с семейными. Это ли не образец для подражания, пример для подрастающего поколения, символ преемственности традиций? Не то что АЛРОСА, которая, если верить «Заявлению АРПБ», слишком много алмазов продает всяким иностранцам, забыв об отечественном рынке и угрожая тем самым гибелью «русской огранке».
Правда, порой эти самые «отечественные» предприятия находятся почему-то в Бельгии, Израиле и Гонконге. И пользуются льготами, которые должны принадлежать действительно российским огранщикам. Похоже, в этой связи дискуссия о том, кто губит «русскую огранку», просто неуместна.