Спецназовцам все чаще приходится сталкиваться с боевиками в предгорных районах Дагестана.
Фото Юрия Тутова
Вчера в Дагестане прошла контртеррористическая операция, в ходе которой были ликвидированы 10 боевиков из бандгруппы «Южная» во главе с Закиром Наврузовым. Как сообщили «НГ» в республиканском МВД, операция проходила в селении Цмур Сулейман-Стальского района. Около часа ночи сотрудники УФСБ и МВД заметили на окраине селения передислокацию группы вооруженных людей и устроили на ее пути засаду.
По информации УФСБ РФ по Дагестану, бандгруппа, перебиравшаяся из Табасаранского района южнее, в соседние районы, передвигалась на микроавтобусе «Газель». При попытке задержания боевики начали отстреливаться и ответным огнем были уничтожены.
В автомобиле террористов обнаружено большое количество боеприпасов, семь автоматов, взрывные устройства, солидный запас продуктов питания, религиозная литература.
Вчерашнее боестолкновение стало продолжением эскалации напряженности в самом тихом до начала с.г. районе Дагестана. Несколькими днями раньше здесь, в городе Дербенте, была ликвидирована банда из пяти человек во главе с небезызвестным Ильгаром Молачиевым. В свое время Шамиль Басаев наградил его высшим орденом Ичкерии за уничтожение противотанковым управляемым снарядом вертолета в Ботлихе. Тогда погиб Герой России летчик Юрий Наумов. А за эти дни на юге были убиты четверо сотрудников милиции, трое ранены.
Как сказали «НГ» на условиях конфиденциальности в МВД Дагестана, с начала лета 20 из 55 сотрудников, составляющих штат управления по борьбе с религиозным экстремизмом, постоянно находились в Сулейман-Стальском районе. О превращении этого предгорного района и соседнего лесистого Табасаранского в базу отдыха боевиков из других республик или из горного Дагестана, было известно давно. Но опознание убитых боевиков говорит о новой тенденции в географии экстремизма – все преступники местные. Причем «дербентские ваххабиты» каким-то образом сумели отметиться в Азербайджане, а потом перешли границу и стали «партизанить» в местных лесах.
Экстремизм на юге Дагестана тем более парадоксален, если учесть низкий уровень религиозности местного населения по сравнению с северной частью республики, Чечней и Ингушетией. По неафишируемым сведениям, в республике насчитывается до 1200 ваххабитов, из которых только 150 базируются на юге республики. Причем из них только три десятка действуют с оружием в руках.
По прогнозам экспертов, Южный Дагестан в ближайшие месяцы может стать новым очагом напряженности. Раньше аналитики как-то и не обращали внимания на то, что доля лезгин – основного населения юга республики – непропорционально высока в идеологических структурах исламистов. До вторжения Басаева в Дагестан в 1999 году в кадарской исламской зоне (даргинские села Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района) из пяти членов шариатского суда трое были лезгинами. В настоящее время боевики на юге обнаружились в предгорных районах. Но сведущим людям известно о их наличии, например, в Докузпаринском районе – селах Микрах и Куруш. Последний, кстати, – самый высокогорный аул на Кавказе и Европе. Как будут бороться завтра с «горными ваххабитами», можно судить по ситуации в Унцукульском районе. Здесь в селении Гимры с 15 декабря прошлого года (!) блокирована группа боевиков. Штурмовать их – значит разрушить село, родину имама Шамиля. Этого власти опасаются. Но силовики остаются в оцеплении.
Ростов-на-Дону-Махачкала