В Самаре началось рассмотрение уголовного дела бывшего редактора «Новой газеты в Самаре», а ныне собкора этого издания Сергея Курт-Аджиева. Журналист обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 146-й ч. 2 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав), предусматривающей лишение свободы на срок до пяти лет.
Уголовное дело в отношении лауреата премии Союза журналистов РФ в номинации «За мужество и последовательность в защите принципиальной позиции издания» Сергея Курт-Аджиева было возбуждено в мае прошлого года, о чем сам журналист, кстати, узнал лишь пять месяцев спустя. Предварительное следствие длилось 9 месяцев. Редактора оппозиционного издания обвиняют в использовании руководимой им редакцией нелицензионного программного обеспечения компаний Adobe, 1C и Microsoft.
Следует заметить, что уголовное дело возбудили в период проведения в городе первого в России официально разрешенного марша несогласных (он был приурочен к саммиту Россия–ЕС, прошедшему в санатории «Волжский утес»). Среди организаторов акции были дочь обвиняемого Анастасия Курт-Аджиева и ее жених Михаил Ганган (оба в итоге были вынуждены покинуть страну и уехать в политическую эмиграцию в Украину). Тогда же в редакции «Новой газеты в Самаре» и соседнем помещении, где находилась редакция ИА «REGNUM-Волгаинформ» (которой руководила супруга Курт-Аджиева), отделом «К» ГУВД по Самарской области были проведены обыски и изъяты компьютеры с якобы контрафактным программным обеспечением.
В результате «Новая газета в Самаре» прекратила работу. Примечательно, что главный редактор издания Дмитрий Муратов, выступая в США в начале этого года, обратился к главе корпорации Microsoft Биллу Гейтсу с просьбой не связывать деятельность своей компании с преследованием независимых СМИ в России. А представитель еще одной потерпевшей стороны – Adobe Systems Incorporated – Сергей Барчугин официально заявил, что корпорация никаких претензий ни к «Новой газете в Самаре», ни к Курт-Аджиеву не имеет и никакого ущерба им не нанесено.
Тем не менее этот эпизод в уголовном деле остался в обвинительном заключении. Все уголовное дело, заметим, построено на заявлении представителя компании IС.
По словам Курт-Аджиева, в январе, знакомясь с материалами уголовного дела, он узнал, что оно возбуждено по инициативе представителя компании IС в Самарской области Александра Сударева. После этого Курт-Аджиев пытался договориться с ним о встрече, чтобы представить документы на установку программы и соответствующие договоры. Но тот отказался, сославшись на то, что в базе «IС» договора с газетой нет. Журналист уверен, что последний написал заявление по просьбе милиции, не удосужившись даже проверить, что за версия IС стоит на компьютерах в редакции.
Сергей Курт-Аджиев называет уголовное преследование политическим заказом и связывает его со своей профессиональной деятельностью. При этом, если судья вынесет решение не в его пользу, выплачивать штраф и соглашаться с решением суда он не намерен. Журналист заявил «НГ», что в этом случае он будет обращаться в следующие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда РФ и Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Местные наблюдатели утверждают, что привлечение отдела «К» ГУВД по Самарской области достаточно широко используется в регионе в чисто политических целях – для закрытия или временного прекращения деятельности оппозиционных СМИ и правозащитных организаций во время различных политических кампаний. В период подготовки марша несогласных, парламентской и президентской избирательных кампаний компьютеры с якобы неправильным софтом изымались в губернии у целого ряда оппозиционных СМИ. В их числе, кроме упомянутых, информационное агентство «63.ру», газеты «Тольяттинское обозрение» и «Хронограф».
Таким «высокотехнологичным» способом блокировали во время кампании по избранию президента России и мэра Автограда редакцию популярного в городе независимого издания – «Тольяттинского обозрения». Газеты, за право свободы слова в которой отдали свою жизнь два ее редактора – Валерий Иванов и Алексей Сидоров (первый был расстрелян киллером, второй зарезан неизвестным убийцей у дверей своего дома). Именно в редакцию «Обозрения» 1 февраля, за месяц до выборов, нанесли визит сотрудники местного отдела «К». Милиционеры пояснили, что к ним поступила информация о том, что в издании используется нелицензионное оборудование. Осмотру подверглись все компьютеры, находящиеся в редакции. Таким образом, редакцию вынудили приостановить свою работу в течение всего предвыборного месяца.
Не исключено, что акция правоохранителей была напрямую связана с предвыборной кампанией по избранию мэра города, поскольку именно в «Тольяттинском обозрении» не раз выступал популярный у населения кандидат в мэры Сергей Андреев, который в итоге был снят с выборов за фотографии на фоне одного из известных зданий Тольятти.
Впрочем, в ближайшее время каких-либо выборов в регионе не предвидится. Так что есть основания надеяться, что бывший главред «Новой газеты в Самаре» будет оправдан.