Операция «Преемник», похоже, проходит в ожидании масштабных кадровых перемен в администрации президента и правительстве. Как сообщил «НГ» высокопоставленный кремлевский источник, в настоящий момент из администрации президента и правительственных структур (аппарата правительства, а также министерств и ведомств) в массовом порядке по организационно-штатным мероприятиям увольняются прикомандированные к ним из силовых структур офицеры и генералы.
Основание для увольнения – указ президента РФ от 16 января 2008 года № 50, согласно которому отменен институт прикомандирования (см. «НГ» от 25.01.08).
Отныне в президентских и правительственных структурах военнослужащие Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС и других силовых структур будут проходить военную службу на законных основаниях. Для этого в Положении о порядке прохождения военной службы президентским указом вводится новое понятие – «прохождение военной службы не на воинских должностях».
Но, как выясняется, в администрации президента и правительстве перечень должностей для офицеров и генералов только формируется, а все те, кто был туда прикомандирован, выведены за штат. Уволиться они должны в феврале–марте, то есть в период смены руководства страны. И новый перечень невоенных должностей, на которых представители силовых структур смогут проходить военную службу, скорее всего будет утверждать новый глава государства.
«Такое кадровое мероприятие в новейшей постсоветской истории проводится впервые, – рассказал «НГ» полковник Николай Шульгин, долгое время работавший в пресс-службе Минобороны РФ. – Хотя об отмене для офицеров института прикомандирования речь велась более 10 последних лет. И только Сергей Иванов, будучи два года назад министром обороны, сумел убедить депутатов Госдумы принять по этому поводу соответствующий закон. Но кто знал, что его выполнение будет подверстано аккурат к президентским выборам». По мнению собеседника «НГ», «выхолащивание» из властных структур офицерского корпуса связано с борьбой группировок в окружении президента страны. По крайней мере это на руку нынешнему вице-премьеру Дмитрию Медведеву, которого Владимир Путин объявил преемником и который, как известно, не принадлежит к клану силовиков.
Заметим, что рапорты на увольнение в запас старшие офицеры и генералы из структур власти пишут с достаточным желанием, хотя они вполне могли бы продолжить службу в ВС РФ или других силовых структурах, откуда и были прикомандированы. И причина банальна. Дело в том, что у «паркетных» генералов и полковников должностные оклады гораздо выше, чем у действующих, войсковых. Если они снова продолжат службу, то получать в обычных силовых структурах будут гораздо меньше. Скажем, генерал-майор, увольняющийся из правительства РФ, будет иметь пенсию в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. Войсковик же в аналогичном звании, скажем, командир дивизии, может рассчитывать на пенсию около 12 тыс. руб.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в массовом порядке офицеры увольняются именно из администрации президента, а также из министерств и ведомств. Статус же военных прокуроров и военных судей, численность которых составляет около 5 тыс. человек, пока прежняя. Как рассказал «НГ» начальник пресс-службы Главной военной прокуратуры (ГВП) РФ Михаил Яненко, «президентский указ № 50 офицеров ГВП не касается». По его словам, офицеры этого ведомства не имеют статус прикомандированных и состоят на штатном учете как военнослужащие в кадровых структурах Минобороны РФ. Хотя они числятся и в кадровых органах Генпрокуратуры. В свою очередь, представитель военной коллегии Верховного суда РФ полковник юстиции Олег Зателепин заявил «НГ», что «пока офицеры военных судов остаются на своих должностях, хотя и являются прикомандированными к Верховному суду РФ. Для изменения их статуса необходимо внести поправки в Федеральный конституционный закон «О военных судах». По сведениям представителя военной коллегии, проект такого закона подготовлен, но когда его рассмотрит Госдума РФ – неизвестно. «Однако девоенизация военных судов, – говорит Зателепин, – решенное дело».
При этом офицер ссылается на сделанное на днях заявление председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, сообщившего, что «решение о том, чтобы девоенизировать военных судей, снять погоны, является абсолютно правильным».