На Дворцовой площади хватали всех: протестующих, журналистов и просто прохожих.
Фото автора
Маршу предшествовали трудные и продолжительные переговоры между организаторами и властями. Оппозиция настаивала на проведении шествия от Дворцовой площади, в то время как чиновники предлагали пройти по проторенному маршруту от Большого концертного зала «Октябрьский» к саду Чернышевского. В пятницу лидер питерского «Объединенного гражданского фронта» Ольга Курносова заявила, что сбор людей назначен на Дворцовой площади в 12.00. Желающие могли прийти к офису «Яблока» на улице Маяковского к 10.00 и отправиться оттуда в сторону Дворцовой.
К 11.00 Дворцовая площадь и все подходы к ней были перекрыты сотрудниками милиции и ОМОНа. На подходе к площади корреспондента «НГ» три раза останавливали для проверки документов. Впрочем, проверяли практически всех находящихся в радиусе километра от площади. Сама Дворцовая была со всех сторон перегорожена уборочной техникой, автобусами, машинами для посыпки улиц. Вокруг площади стали постепенно собираться люди, среди которых были участники марша, журналисты, прохожие и туристы, которых заинтересовало необычное зрелище. Связавшись с лидером петербургского отделения «Яблока» Максимом Резником, который собирался идти на марш от офиса партии, корреспондент «НГ» узнал, что яблочника уже задержали. «С раннего утра у нашего офиса дежурили милиционеры, – рассказал по телефону Максим Резник. – Когда мы вышли на улицу и направились в сторону места сбора, неизвестный провокатор развернул черный флаг запрещенной НБП. После этого меня и еще 20 человек задержали и доставили в 76-е отделение милиции. Разумеется, без объяснения причин». Во время разговора у Максима Резника, похоже, пытались отобрать телефон, он сопротивлялся. В конце концов связь прервалась.
В это время на Дворцовой площади началось стихийное движение людей. Демонстранты не могли понять, что им делать, так как никто из организаторов марша не появлялся. Как выяснилось позже, Борис Немцов, Никита Белых и другие организаторы были задержаны еще на подходах к площади. Изредка из толпы доносилось типичное для подобных акций: «Это наш город!», «Долой полицейское государство!», «Россия без Путина!» и т.д. Сотрудники ОМОНа вытаскивали из толпы заводил и препровождали их в припаркованные рядом автобусы. Толпа сопротивления не оказывала: численное превосходство правоохранительных органов над демонстрантами было многократным. Первой, кстати, была задержана пожилая женщина с палочкой. Для ее задержания потребовалось около 40 омоновцев, четверо из которых несли женщину, а остальные прокладывали путь сквозь толпу.
Около 12.30 начали задерживать всех подряд. Брали в основном мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, независимо от того, в каком месте они находились и что делали. Тех, кто сопротивлялся, били дубинками и тащили в автобусы силой. «Спокойных» проводили под руки.
Корреспондент «НГ» в момент задержания находился на Дворцовом мосту и не предпринимал никаких активных действий. Один из сотрудников ОМОНа без каких-либо объяснений взял его под руку и потребовал пройти в автобус. В автобусе находилось около 10 человек, которые недоумевали по поводу причин задержания – все они были простыми прохожими, которых заинтересовало происходящее. Среди них, например, оказался студент из Испании. Примерно через 30 минут после задержания в автобус вошел человек в штатском, который спросил, есть ли среди присутствующих представители прессы. Ознакомившись с редакционным удостоверением «НГ», человек улыбнулся и сказал: «А, мы вас знаем, можете идти». Вслед за корреспондентом выпустили испанского студента. Остальные остались в автобусе.
Примечательно, что за несколько дней до проведения марша в СМИ появилась информация о том, что организаторы шествий финансируются так называемой Тамбовской ОПГ. Максим Резник в разговоре с «НГ» назвал эти слухи «параноидальным бредом». Как удалось выяснить «НГ», первое сообщение на эту тему появилось на ленте Интерфакса, а затем было подхвачено другими СМИ. Источник в Северо-Западном отделении агентства сообщил «НГ», что информация получена из правоохранительных органов по неофициальным каналам.
Начальник пресс-службы ГУВД Петербурга Вячеслав Степченко заявил «НГ», что никаких официальных комментариев по этому делу правоохранительные органы не давали. Он также прокомментировал работу управления: «С 22 ноября в связи с проведением выборов ГУВД переведено на режим повышенной готовности. Поэтому 25 ноября мы будем работать так же, как и 26, 27-го и так далее вплоть до самих выборов». О том, как работает милиция в режиме повышенной готовности, горожане узнали вчера.
Санкт-Петербург