6 сентября власти города Саров Нижегородской разгласили закрытую информацию объявив, что на верфях в Северодвинске построена субмарина проекта 20120. Как выяснилось подлодка - суперсекретна.
Получить какие-то достоверные комментарии по данному поводу ни одному из представителей прессы так и не удалось. Производители и разработчики сохраняли молчание. Не распространялись по данному вопросу и военные моряки. Известно только, что для начала эксплуатации прибыло 40 моряков-офицеров во главе с капитаном первого ранга Сергеем Крошкиным.
Такие субмарины официально называются "атомная глубоководная станция" и обозначаются аббревиатурой "АС". Военные моряки называют их "малышами". Журналистам "НГ" удалось выяснить, что вплоть до 1986 года "малыши" не числились в составе ВМФ. Они были приписаны к Генеральному штабу и работали по заданиям Главного разведывательного управления. Только 1986 году подлодки перешли на баланс ВМФ. Однако управление их действиями по-прежнему велось непосредственно из столицы. Все субмарины АС сведены в бригаду атомных подводных лодок, организационно входящую состав одной из флотилий Северного флота.
Подлодки решают весьма специфические задачи. "Лежать" на грунте они могут несколько месяцев. Существует несколько версий целевого назначения этих АПЛ. По одной из них, глубоководные станции в основном подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Есть предположение о том, что "малыши" обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота на знаменитом фареро-исландском рубеже, блокируя станции акустического обнаружения НАТО SOSUS. По некоторым данным, АС несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Северного Альянса.
Как сообщил "НГ" эксперт, пожелавший остаться неизвестным, "вся эта история напоминает ситуацию с подводной лодкой, которой разработчики дали смешное название "Лошарик", поскольку форма корпуса лодки напоминала одноименного героя мультфильма". По его словам, еще 4 года назад, в начале августа 2003 года на северодвинском "Севмашпредприятии" была спущена на воду уникальная подводная лодка проекта 210. Это была первая в мировой истории субмарина, особенности конструкции которой позволяли ей погружаться на очень большие глубины, до 1 км, в то время как максимальная глубина других подлодок не превышала 500 метров. По некоторым данным она была оснащена ядерной энергетической установкой, которая позволяла в течение длительного времени просто лежать на дне.
Строительство этой подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности.
Официально сообщалось, что этот корабль предназначен для научно-технических целей и спасения людей в экстремальных ситуациях, т.е. имел некое специальное назначение. А тот факт, что при его спуске на воду присутствовал сам главком Военно-морского флота Владимир Куроедов и только ограниченное число других лиц, свидетельствует о том, что "специальность" подлодки была действительно уникальной.
Первые лодки АС были приняты на вооружение в начале 80-х годов. Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 "Кашалот"). Официально она предназначалась для "испытаний новых типов атомных реакторов". Примечательно, что в состав ВМФ корабль был принят лишь в 1986 году, а решать определенные задачи он начал еще в 1982-м. Вторым кораблем серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году. Затем к работе приступило еще несколько подобных субмарин, выпускавшихся уже по другим проектам и более совершенных, чем их прототипы.
Эксперт также сообщил, что есть вполне реальные свидетельства значимости и эффективности этих субмарин. "По некоторым данным, более десяти офицеров соединения атомных глубоководных станций, включая командира, были удостоены звания Героя России", - заявил специалист и добавил, что "на этих подлодках служат исключительно офицеры". "Такое оружие нам необходимо. И, слава Богу, если оно продолжает развиваться", - заключил он.