Вероятность повторения масштабных акций протеста рабочих Волжского автозавода сохраняется. Аналитики считают, что в ходе выборов в Госдуму и на фоне выборов мэра Тольятти будущей весной все больше политиков попытаются получить на этом дополнительные очки.
И прежде всего председатель вазовского профсоюза рабочих «Единство» Петр Золотарев, который в 2004 году чуть не стал мэром Тольятти: он проиграл во втором туре лишь 6% голосов ныне находящемуся под следствием градоначальнику Николаю Уткину, активно поддержанному тогда экс-губернатором Константином Титовым и «Единой Россией». Весной будущего года Золотарев вновь намерен бороться за кресло мэра.
По словам Петра Золотарева, уже ведется создание забастовочного комитета и планируется новая акция протеста: «Администрация АвтоВАЗа не выполнила свое обещание – никого не привлекать к ответственности и сесть за стол переговоров. Невыполнение обещаний стало причиной эскалации напряженности. Работники некоторых цехов уже заявили о намерении провести повторную забастовку. Недоверие к руководству, которое не держит своего слова перед рабочими, растет».
В минувшую субботу в Тольятти на ОАО «АвтоВАЗ» прошла общезаводская конференция профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ), входящего в Федерацию независимых профсоюзов России Михаила Шмакова.
На своей общезаводской конференции вазовские профсоюзные активисты не обошли молчанием попытку независимого профсоюза «Единство» организовать 1 августа с.г. общезаводскую забастовку с требованием сразу примерно на 150% (до 25 тыс. руб.) увеличить среднюю заработную плату рабочим автозавода. Профсоюз АСМ ее тогда не поддержал. А председатель профкома АСМ Николай Карагин заявил, что считает эту забастовку спланированной и хорошо профинансированной акцией со стороны неких сил, которым хочется дестабилизировать обстановку на заводе: «Подобные демарши не смогут решить вопрос повышения заработной платы. Требования должны быть разумными».
При этом Карагин подверг резкой критике оппонентов из «Единства»: «Похожим образом складывалась ситуация в 1994 году. Активисты «Единства» тогда спровоцировали людей, что привело к остановке конвейера. В суде эти действия были признаны незаконными. Всех забастовщиков уволили, а профсоюз «Единство» ушел от ответственности, заявив, что только консультировал рабочих».
Заметим, что в августе состоялся совет Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), на котором представители профсоюзов Ford, «Автофрамоса», GM-АвтоВАЗа и шинного завода «Нокиан Тайерс» договорились поддержать работников ВАЗа и консолидированно требовать от руководства предприятий повышения заработной платы. В противном случае, как заявил глава МПРА, лидер профсоюза завода Ford Алексей Этманов, уже осенью они готовы начать серию забастовок.
Остановка конвейера Волжского автозавода в ходе предвыборной кампании может стать ударом как по новому губернатору Самарской области Владимиру Артякову, так и по руководителю Рособоронэкспорта Сергею Чемезову. АвтоВАЗ, как известно, знаковое предприятие для руководства России и губернии. Не случайно Артяков сразу после утверждения в должности главы региона назначил своим заместителем вице-президента АвтоВАЗа по законности и правопорядку Ивана Миронова. Генерал ФСБ запаса Миронов сыграл особую роль в фактическом срыве забастовки. Именно он от имени руководства предприятия вышел к бастующим и пообещал, что участники акции протеста не будут подвергнуты репрессиям и вскоре состоится встреча лидера «Единства» с президентом группы АвтоВАЗ, на которой и будет обсуждаться вопрос об оплате труда. Правда, эти обещания не были выполнены.
Как уже писала «НГ», за спиной забастовщиков стоят не только амбициозный лидер «Единства» и противники «Единой России», но и «обиженные» Рособоронэкспортом и фактически вытесненные с предприятия финансово-промышленная группа СОК, компании мелкого и среднего полукриминального бизнеса, а также бывший менеджмент АвтоВАЗа. В этой негласной коалиции аналитики особо выделяют владельца фирмы «Автотрейд», лидера местного отделения «Справедливой России» Владимира Яркина (в прошлом, кстати, топ-менеджера ФПГ СОК). Заметим, что в начале лета «Автотрейд» лишился контракта с АвтоВАЗом на перевозку товарных автомобилей.
Кстати, популярный у рабочих АвтоВАЗа Владимир Яркин сумел в марте на выборах в Самарскую губернскую Думу уверенно победить председателя профкома АСМ Николая Карагина.
Самара