В своем обращении рабочие цехов 46-1 и 45-2 настаивали на необходимости повышения тарифных ставок минимум в три раза. Благодаря этому среднемесячная заработная плата персонала должна составить не менее 25 тыс. руб. Сотрудники цеха «Мотор-3» требовали двукратного повышения зарплаты. В случае если администрация откажется удовлетворить их требования, рабочие обещали начать забастовку. Организацией акции занимается независимый профсоюз «Единство». Его лидер Петр Золотарев заявил, что работники завода могут начать акцию протеста 1 августа с.г.
В своем обращении рабочие требовали у руководства дать ответ до 26 июля с.г. Представители администрации ОAO «АвтоВАЗ» накануне распространили официальное сообщение, в котором назвали требования и угрозы рабочих не более чем политическими манипуляциями в рамках предвыборной борьбы в Тольятти. По подсчетам экспертов, к чьим услугам прибегло руководство предприятия, увеличение зарплаты до 25 тыс. руб. сделает продукцию АвтоВАЗа дороже на треть.
Комментируя «НГ» позицию администрации, председатель совета Федерации профсоюзов Самарской области Евгений Егоров сказал, что в целом согласен с руководством автозавода: «Подобные популистские требования регулярно выдвигаются с началом очередной избирательной кампании». По словам Евгения Егорова, профсоюз «Единство», который стоит за этой акцией, является политической организацией и предпочитает ультимативные требования «вместо спокойной, нудной, но крайне необходимой работы с администрацией». «Нынешние требования не учитывают реальное состояние предприятия. Ситуация там не такая катастрофическая, чтобы угрожать забастовкой. Коллективный договор выполняется, зарплаты растут в соответствии с ранее достигнутыми соглашениями, все социальные вопросы решаются по согласованию администрации завода с вазовским профсоюзом и его председателем Николаем Карагиным», – утверждает Евгений Егоров.
Председатель же независимого профсоюза «GM-АвтоВАЗ» (еще одного автозавода, расположенного в Тольятти) Андрей Ляпин заметил, что, по его оценке, покупательная способность вазовцев заметно снизилась: «При этом зарплата не увеличивается, хотя сейчас автомобильный сектор экономики развивается очень хорошо. Но прибыль не идет на повышение уровня жизни работников. И как следствие – возникновение реакции рабочих на ВАЗе. На «Форде» забастовка произошла в феврале, и там работникам удалось улучшить свое положение. Сегодня там рабочие получают от 16 тысяч – самые высокие зарплаты в российской автомобильной промышленности. А на ВАЗе за такую же работу людям платят 6 тысяч рублей».
По оценке советника председателя Думы городского округа Тольятти Владимира Нехорошева, на ВАЗе происходят процессы, связанные с разрушением прежней общины и установлением капиталистических отношений. К кризису производства привели модернизация производства и нарушение привычных патерналистских связей между рабочими и руководством, которые сложились при прежних руководителях АвтоВАЗа Викторе Полякове и Владимире Каданникове.
Самара