Военнослужащие, как правило, голосуют под бдительным взглядом командира.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Министерство обороны РФ начало подготовку к парламентским выборам. Как сообщил «НГ» начальник направления по взаимодействию Минобороны РФ с органами законодательной и исполнительной власти генерал-майор Олег Веселков, в военном ведомстве начата «разъяснительная и информационная работа по реализации избирательных прав военнослужащих». По его словам, в военные округа и на флоты начата рассылка утвержденных ЦИК РФ 3 мая 2007 года на основе Федерального закона «О выборах депутатов Госдумы РФ» методических рекомендаций, в которых прописан механизм организации избирательной работы в войсках.
Столь ранняя забота ЦИКа и Минобороны РФ о так называемом «военном электорате», – похоже, явление знаковое. Этот электорат – самый активный и многочисленный в структуре избирателей. По самым скромным подсчетам, вместе с семьями военные и отставники, работники «оборонки» и правоохранительных органов составляют 18–20 млн. чел. В основном они живут в гарнизонах и вблизи важных военных производств. Так что воспитательный армейский дух, который, конечно, будет влиять на них, крайне важен. В принципе, именно военные избиратели могут стать «ударным звеном» для тех партий, которые смогут использовать в свои целях имеющийся в армии административный ресурс.
К примеру, на парламентских выборах 1999 и 2003 годов, судя по рапортам из так называемых «закрытых» (находящихся на территории воинских частей) избирательных участков, за партию власти проголосовали от 80 до 90% военнослужащих и членов их семей при общей явке военнослужащих более 90%. И так, видимо, будет и сейчас.
Судя по рассылаемым в войска методичкам ЦИКа, предстоящий процесс парламентских выборов будет более либеральным и для военнослужащих, выполняющих задачи вдали от мест дислокации и жительства. Ныне закон разрешает таким военнослужащим голосование без открепительного удостоверения. При этом возможность двойного учета голосов избирателей из числа военнослужащих Олег Веселков полностью исключает. По его словам, вся ответственность за этот процесс будет лежать на командире воинской части (с которого, кстати, начальники в итоге спросят за результаты). Он обязан подать в избирком соответствующие данные, чтобы последний исключил учет солдата или офицера в другом месте голосования. По мнению генерала, без открепительных удостоверений досрочно проголосует не более 1% всех военных избирателей. Еще меньше, по его мнению, будет закрытых избирательных участков. В основном такие участки будут функционировать за границей, где расположены воинские контингенты. Их общая «емкость» – менее 0,5% голосов избирателей.
Между тем главный козырь партии власти по завоеванию военного электората заложен в системе информирования солдат. «Пропаганда и агитация на территории воинских частей запрещена, – заявил «НГ» бывший сотрудник пресс-службы Минобороны РФ полковник Николай Шульгин, который в силу должности не раз отвечал за информирование войск по вопросам президентских и парламентских выборов. – Однако Главным управлением воспитательной работы спланированы занятия по информационным и разъяснительным вопросам предвыборного процесса в системе общегражданской подготовки военнослужащих. Здесь трудно увидеть разницу между разъяснением и информированием и простой агитацией».