Приморская краевая прокуратура завершила девятимесячное расследование уголовного дела по обвинению начальника Дальневосточного таможенного управления (ДТУ) Эрнеста Бахшецяна.
Бахшецяну вменяется в вину совершение преступлений, предусмотренных рядом статей УК РФ, в том числе превышение должностных полномочий, контрабанда, совершенная организованной группой, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и т.д. Компанию Бахшецяну по данному делу составили его заместитель Александр Воробьев, начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни Дмитрий Сусоев, старшие государственные таможенные инспекторы Денис Петров и Евгений Проявко, а также сотрудник коммерческой фирмы Вадим Васич. Кстати, из всей означенной группы под стражей помимо Бахшецяна находится только Васич.
«Вольное» плавание Воробьева многие объясняют тем, что он неожиданно изменил свою позицию и начал давать показания на своего бывшего начальника. Как полагает следствие, Бахшецян, действуя из личной заинтересованности и вопреки интересам службы, в период с апреля по август 2005 года незаконно установил фиксированные суммы таможенных платежей с одного 40-футового контейнера (около 8 тыс. долл. – по товарам хозяйственной группы, около 6 тыс. долл. – по строительным материалам, около 18 тыс. долл. – по товарам народного потребления).
Утверждается также, что Бахшецян покровительствовал трем компаниям (ООО «Сэнкант», «Фрибур», «Аргау»), облегчая им таможенный контроль в обмен на работу по установленным им тарифам. Все эти нарушения, утверждает следствие, привели к контрабандному ввозу организованной преступной группой на территорию РФ 515 контейнеров различного товара с территории КНР на сумму 1,27 млрд. руб., что повлекло недоплату таможенных платежей на сумму 444 млн. руб. Такова официальная позиция прокуратуры, которая на первый взгляд грешит только одним пробелом – отсутствием имен реальных владельцев компаний «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау». Между тем прошлогоднюю отставку приморского сенатора Игоря Иванова местные СМИ связывали именно с близостью бывшего сенатора к указанным фирмам. В свою очередь, Иванов являлся креатурой исключительно приморского губернатора Сергея Дарькина.
Сам генерал-майор таможенной службы Бахшецян уже разместил в интернете пространное письмо, в котором заявил: «У меня не осталось никаких сомнений, что арест был осуществлен не только для того, чтобы воздействовать на меня, но и для того, чтобы взять реванш в борьбе за линию границы, которую теневики и их покровители проиграли в прошлом году».
Сообщение прокуратуры Приморского края об окончании следствия по делу Бахшецяна и передачи уголовного дела в суд вызвало неоднозначную реакцию в среде приморских политиков. Экс-депутат краевого парламента Николай Марковцев, единственный, кто в свое время выступил в защиту Бахшецяна, сообщил «НГ», что он лично встречался с арестованным начальником ДВТУ: «Бахшецян рассказал мне, что только по итогам 2005 года благодаря принятым им мерам удалось предотвратить ввоз контрабанды на сумму около 100 млн. долл. Причем в этих контрабандных схемах были задействованы депутаты как прошлого, так и действующего созыва краевого парламента».
В свою очередь, приморский политолог Михаил Шинковский считает, что контрабандные схемы таможенного поста в Находке ограничиваются масштабами края: «Бахшецян убедителен в своем открытом письме, но выступает без каких-либо документов. Прокуратура демонстрирует документы. Нужно дождаться суда, чтобы понять – является ли эта борьба с неугодными для высокопоставленных коррупционеров или действительно начинается чистка чиновничьих рядов».
Настораживает, как считает Шинковский, то обстоятельство, что Находка уже засветилась в свое время с контрабандными грузами, принадлежавшими большим чиновникам краевого уровня: «И вот пришел новый начальник ДВТУ, сменил трех управленцев в Находке, установил какие-то новые правила и тут же угодил под следствие».
«Для меня очевидно одно: таможня сегодня на самом деле по объему теневых средств превосходит все коррупционные схемы, – говорит Шинковский. – Не случайно в кресле ДВТУ долго никто не задерживается – кто-то неожиданно умирает, другой скоропалительно увольняется и переводится в другой регион. Сумела ли краевая прокуратура разобраться в этом положении вещей справедливо и беспристрастно – покажет только суд».
Владивосток