Вчера по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в стране прошла серия митингов и пикетов под лозунгом «За достойную пенсию». Широко анонсированная акция в защиту трудящихся своим размахом, мягко говоря, не впечатлила.
Вчера на митинг на Горбатом мосту у Дома правительства в Москве пришли около 500 человек. В Санкт-Петербурге пикет численностью в 300–400 человек состоялся практически за городом – у Дворца труда, поскольку к зданию Законодательного собрания Петербурга профсоюзы не пустили.
В Южно-Сахалинске к зданию обладминистрации пришли около 100 горожан. Столько же митингующих удалось собрать профсоюзным боссам на улице Ленина в Пскове. На Камчатке на акцию под лозунгами «Минимальные пенсии на уровень прожиточного минимума!» и «Обеспечить трудовую пенсию в размере не менее 40% утраченного заработка» пришли около 350 человек. Во Владивостоке на митинг явились около 200 человек, в Калининграде – 150.
Вместо ожидаемых трех тысяч в Екатеринбурге собралось в три раза меньше митингующих. Около 700 человек приняли участие в акции профсоюзов в Перми. Чуть больше – почти тысяча человек – вышли на митинг в Хабаровске. В Нижнем Новгороде на площадь вышли около 300 человек, что лишь немногим больше разогнанного ОМОНом 24 марта с.г. «Марша несогласных». На этот раз, правда, эксцессов не было, милиция акциям не препятствовала, как и власти, которые, по словам руководителя пресс-службы департамента общественных связей ФНПР Геннадия Ходакова, «без проблем дали разрешение на мероприятия».
Главные требования участников акции – с 1 декабря 2008 года установить минимальный размер пенсии на уровне прожиточного минимума, увеличить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума. Профсоюзы также требуют выплачивать пенсии в размере не менее 40% от зарплаты, которую работник получал до выхода на пенсию. Правда, в Хабаровске потребовали даже установить пенсии на уровне не менее 70% утраченного заработка и вернуться к страховым принципам пенсионного обеспечения.
Как сообщил «НГ» Геннадий Ходаков, в некоторых регионах кроме традиционных плакатов манифестанты держали воздушные шары черного цвета с надписью «Выход на пенсию – шаг в нищету!». После окончания акции шарики, которые, по словам организаторов, «символизируют черное пенсионное будущее любого работающего россиянина», выпускали в небо.
Заметим, что акции протеста ФНПР значительно отличаются от большинства протестных мероприятий последнего времени. Во-первых, они проходят весьма мирно по отношению к властям, которым разве что регулярно грозят массовыми выступлениями в будущем. Во-вторых, акции проходят без каких-либо препятствий со стороны властей. Все это дает основание оппонентам НФПР обвинять профсоюзы в смычке с властью и имитации борьбы за права работников. Геннадий Ходаков отметает подобные утверждения: «Мы самостоятельная организация, абсолютно независимая от правительства».
«По заявлению лидеров ФНПР, это 30-миллионная организация, – заявил «НГ» исполнительный директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив «Профцентр» Юрий Миловидов. – Но, к примеру, на акцию на Горбатый мост, на это святое для рабочего движения место, пришли только профсоюзные чиновники. Да и по всей стране на митинги вышли максимум десять тысяч человек». Как считает Миловидов, для миллионов бедствующих пенсионеров и работников акция станет очередным разочарованием: «Когда работники на фабриках и заводах видят, как организованные профсоюзы 15 лет выходят в центр Москвы требовать что-то и у них из года в год ничего не получается, люди думают: нам бесполезно бороться у себя в Мурманске, на Сахалине, в Калининграде».
Между тем, как сообщил «НГ» Геннадий Ходаков, вчера прошла только первая из трех акций профсоюзов, запланированных на эту весну. Профсоюзы намерены провести также первомайскую акцию, по традиции в форме шествий и митингов. «Если требования профсоюзов не будут услышаны, – говорит Ходаков, – мы перейдем в конце весны к радикальной форме протеста вплоть до проведения общенациональной забастовки».
Впрочем, в январе с.г. в Москве уже проходила акция протеста под теми же лозунгами, но ни к чему она так и не привела.