Нынешний месяц ознаменовался двумя исключительно важными событиями для церковной и общественно-политической жизни страны. Во-первых, состоялся XI Всемирный русский народный собор, посвященный сверхактуальным для России темам – борьбе с бедностью и модернизации страны. Во-вторых, президент Владимир Путин посетил Италию, где впервые встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI.
Случайно или нет, но накануне столь значимых событий на страницы газет выплеснулся громкий внутрицерковный скандал, в котором усматривается и политический подтекст. Речь идет о так называемом обращении епископа Анадырского и Чукотского Диомида «ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви».
Заголовок «воззвания» сам по себе является нарушением церковных канонов: обращаться к пастве таким образом вправе только Патриарх, Синод или Архиерейский собор. Однако содержание оказалось гораздо скандальнее формы – в документе выдвигается целый ряд резких обвинений в адрес Московской патриархии. В их числе экуменизм (стремление к объединению всех христианских конфессий), участие РПЦ в неподобающих, по мнению епископа, межконфессиональных встречах вроде недавнего межрелигиозного саммита, «неосергианство», то есть, как выразился автор, «духовное соглашательство с политикой мирской, зачастую богоборческой, власти».
Последней, надо сказать, досталось от епископа не меньше, чем руководству РПЦ: ей владыка Диомид инкриминировал антинародную политику, «приводящую к распаду государства и демографическому кризису». Не менее резкой критике подверглось «признание церковными деятелями власти «большой восьмерки», которую владыка Диомид определил как «орган мирового масонского правительства, подготавливающий приход антихриста».
В РПЦ претензии епископа Диомида вызвали откровенное недоумение, поскольку «поднятые им вопросы утратили актуальность, причем довольно давно». Говоря об экуменизме, профессор Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус подчеркнул, что именно Русская Православная Церковь находится в авангарде борьбы с этим движением, которое там, где это касается проектов объединения всех христианских церквей, и прежде «наносило ущерб православию и продолжает его наносить». В пример он привел отказ РПЦ от унии с монофизитами, при том что эта конфессия ближе всех других к православию.
Что касается сотрудничества с мирской властью, то не кто иной, как сам владыка Диомид совсем недавно рассказал одной из газет, как губернатор Чукотки Роман Абрамович помог построить в Анадыре самый большой в мире деревянный храм, и «поэтому за здравие Романа Аркадьевича в нем тоже молятся».
Вскоре скандал стал обрастать любопытными подробностями: выяснилось – «обращение» епископа таковым якобы вовсе не являлось. Писалось оно как предисловие для готовящегося к изданию церковного сборника, а вовсе не для широкого распространения. Оказалось также, что подписано оно было еще 19 января, но всплыло почему-то как раз накануне Всемирного собора.
В Московской патриархии отмечают: вопросы отношений Церкви с властью, другими конфессиями и религиями, конечно же, нужно поднимать. И сам владыка Диомид имел возможность сделать это вполне корректно, например, на двух последних Архиерейских соборах, в которых он принимал участие.
Все это наводит на мысль о неслучайности шумихи. Было ли письмо епископа искренним криком души или же нездоровым проявлением его амбиций личного мессианства – в любом случае оно, похоже, стало разменной монетой в чьей-то политической игре.
В этом контексте стоит заметить, что обращение владыки Диомида впервые появилось на сайте «Русь православная», возглавляемом известным церковно-политическим радикалом Константином Душеновым. Текст обращения предварялся призывом: «Пора пресечь беззаконие». Тут же последовала инициатива по сбору подписей под обращением, а на одном из интернет-форумов стали раздаваться призывы идти с пикетами к церковным учреждениям.
В ноябре прошлого года священник РПЦЗ из Великобритании Андрей Филипс публично заявил о том, что США пытаются помешать воссоединению двух церквей. В своих записках о прошедшем в Сан-Франциско Всезарубежном соборе он пишет, что этот Собор входил «в поле интересов правительства США». А среди соборян было распространено мнение: «ЦРУ финансировало пропаганду, проводимую через интернет против процесса единения двух частей Русской церкви».
По мнению источников в РПЦ, помимо Душенова к скандалу приложил руку еще один знаковый персонаж – Михаил Назаров, который в свое время сбежал из СССР на Запад, где вошел в руководство «Народно-трудового союза» – эмигрантской организации, работавшей под непосредственным руководством западных разведок.
Душенова и Назарова называют вдохновителями и организаторами другой громкой истории двухлетней давности, причем ее «механика» в точности повторяет скандал с «обращением» владыки Диомида. Имеется в виду так называемое «Письмо пятисот», в котором ряд политиков и общественников потребовали от Генпрокуратуры запретить деятельность всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских. В обоих случаях «утечка» началась с сайта «Русь православная», в обоих случаях это происходило непосредственно перед важными внешнеполитическими визитами президента – «Письмо пятисот» появилось буквально накануне поездки Владимира Путина в Польшу на мемориальные торжества по случаю 60-летия освобождения узников Освенцима.
Большинство церковных и светских аналитиков не сомневаются, что истинной мишенью «антицерковной провокации» является процесс объединения Русской Православной Церкви Московского патриархата и Русской зарубежной церкви, акт о каноническом общении между которыми будет подписан уже 17 мая этого года.
«Объединение подготовлено большими духовными, богословскими и административными усилиями обеих частей церкви, и оно было бы величайшим благом и для Вселенского православия, и в особенности, конечно, для Русской церкви», – отмечает протоиерей Валентин Асмус.
Впрочем, православное духовенство по обе стороны океана считает, что скандальное письмо о. Диомида никак не повлияет на процесс воссоединения. «Все это нисколько не замедлит примирения обеих частей Русской Православной Церкви, – заявил клирик Синодального Знаменского собора РПЦЗ в Нью-Йорке Серафим Ган. – Слава Богу, по проблемам, существующим в церковной жизни, ведется дискуссия. Что касается греховного экуменизма – я имею в виду так называемую «теорию ветвей», которая не признает православие как Единую Истинную Церковь Христову, а также совместные моления с инославными, – это осуждено обеими сторонами. Нет никаких препятствий к сослужению».