Сегодня Россия всеми силами старается привлечь в отечественную промышленность иностранного инвестора, включая и авиационную отрасль. Однако тех мер, что предпринимались для стимулирования прямых иностранных инвестиций в авиационную промышленность, долгое время было явно недостаточно. Потенциал роста у российского авиапрома огромный, но реальных успехов на фоне передового самолетостроения США и Евросоюза не наблюдается.
Особенно удручающим небо России выглядит на внутренних пассажирских линиях. Парк отечественной техники устарел. Авиакомпании, обслуживающие региональные направления, эксплуатируют самолеты 20–30-летней давности. Даже нынешние трудяги Ту-204, Ту-214, Ил-96 – и те проектировались в восьмидесятых годах и отстают от сегодняшних требований безопасности и экономичности.
И все же в нынешнем состоянии отечественного авиапрома намечается долгожданный прогресс. Пусть не строим мы пока дальнемагистральные лайнеры класса Boeing-747 и Airbus A-350, но появился и у нас перспективный (не только на внутреннем, но и на мировом рынке) проект современного гражданского самолета региональной авиации. Речь идет о семействе Superjet 100, который строит ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»).
Когда в середине девяностых годов в ОКБ им. П.О. Сухого публично заявили о намерении спроектировать, построить и продавать принципиально новый для России гражданский авиалайнер, мало кто воспринял идею всерьез. Ведь проектирование гражданской авиатехники отличается от военной. Однако создатели нового регионального самолета оказались талантливыми конструкторами, технологами и топ-менеджерами, в том числе по маркетингу. В проектировании также участвовали конструкторы, создававшие знаменитые пассажирские «Илы» и «Ту».
Делая ставку на мировой рынок и следуя тенденциям международной кооперации, к проекту Superjet 100 были привлечены зарубежные партнеры и инвесторы. Французы совместно с НПО «Сатурн» разработали для проекта авиационный двигатель SaM146. На сегодняшний день это один из лучших моторов для самолетов подобного класса. В производстве участвует более 20 зарубежных компаний, каждая из которых будет поставлять различные узлы и агрегаты, включая авионику, гидравлику и системы управления.
Впервые в отечественном самолетостроении Superjet 100 проектировался исключительно по компьютерным технологиям. Уникальность проекта Suрerjet 100 заключается и в том, что ЗАО «ГСС» выбрало перспективный в мировой промышленности тренд создания разных продуктов на базе единой платформы. Унификация позволит строить на одной базе авиалайнеры разной вместимости и назначения, не вкладывая при этом огромные средства в создание новых моделей самолетов.
Строить лайнеры будут на двух заводах – КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) и НАПО (Новосибирск). Уже установлено оборудование с новой технологией бесстапельной сборки, с использованием систем лазерного контроля и позиционирования всех элементов конструкции. Например, окончательное изготовление панелей крыла и фюзеляжа исключает подгонные работы, базирование агрегатов самолета происходит с помощью бесконтактных измерительных систем.
ЗАО «ГСС» провело ребрендинг российского регионального самолета. Об этом официально объявлено в июле этого года на международном авиакосмическом салоне в лондонском пригороде Фарнборо. Новую рекламную кампанию доверили британскому агентству The Square. Тогда самолет и получил новое имя – Superjet 100. Считается, это название более понятно и привлекательно для иностранных партнеров и заказчиков.
Стратегическое сотрудничество с итальянской компанией Alenia Aeronautica в сфере высоких технологий помогло обеспечить мировое признание Superjet 100. Соглашением между ЗАО «ГСС» и Alenia Aeronautica предусматривает, в частности, что Alenia приобретет долю в уставном капитале ЗАО «ГСС» в размере не менее 25% + 1 акция, а также профинансирует проект Superjet 100 в соответствии со своей долей уставного капитала и примет участие в снижении себестоимости самолета и в программе его сертификации на мировом рынке, в создании совместного предприятия в Западной Европе для продаж и послепродажного обслуживания Superjet 100.
Сотрудничество получило государственную поддержку на уровне президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Романо Проди.
Намерение приобрести Superjet 100 уже высказали такие авиакомпании, как «Аэрофлот» (30 самолетов), ФЛК (10 самолетов), Российский альянс авиакомпаний Air Union (15 самолетов), «Дальавиа» и лизинговая компания Concord Aviation из Объединенных Арабских Эмиратов. Первые поставки начнутся в 2008 году.