Администрация столицы Приморья не предприняла никаких мер, чтобы предотвратить строительство на месте бывшего захоронения.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Останки поэта Осипа Мандельштама, возможно, оказались в ковше экскаватора, рывшего котлован под строительство многоэтажного дома в центре Владивостока. Как выяснилось, строительная площадка вблизи проспекта 110-летия Владивостока (на обочине так называемой «гостевой трассы», по которой проезжают в город VIP-персоны) пришлась на место массового захоронения жертв сталинских репрессий.
Прокуратура Первореченского района отменила незаконное постановление следователя о приостановлении следствия по уголовному делу, возбужденного по фактам надругательства над телами умерших при проведении землеустроительных работ. В случае доведения дела до суда придется отвечать и администрации Владивостока.
«Я считаю, что именно бездеятельность городской администрации привела к нынешнему положению вещей, – заявила корреспонденту «НГ» следователь Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры Юлия Ульященко. – Согласно законам «О погребении и похоронном деле», а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», после того как были обнаружены первые захоронения, все работы должны быть немедленно остановлены. В течение года необходимо провести перезахоронения, на месте бывшего захоронения высадить зеленые насаждения, и в течение 20 лет на этой территории какая-либо деятельность запрещена. Ничего сделано не было. Звонят, докладывают – перезахоронения произведены. Через некоторое время звонят возмущенные жильцы из соседних домов, мол, опять они что-то выкопали. Приезжаем проверять – сидит охранник на ящике, играет в карты. Просим открыть ящик, а там человеческие кости».
Как известно, Мандельштам умер в больничном бараке пересыльного лагеря Владивостока в 1938 году. Но идентифицировать останки людей, найденных на месте строительства, не представляется возможным ввиду их огромного количества. Да и со статусом захоронения возникли сложности, которые являются предметом судебных разбирательств сразу в двух судах Владивостока – Первомайском и Ленинском. Даже государственный архив, привлекающийся в суды в качестве свидетеля, не может точно установить происхождение найденных останков – было ли это старое кладбище, располагавшееся здесь с 1908 по 1938 год, или массовое захоронение людей в период сталинских репрессий, когда во Владивостоке располагался пересыльный лагерь.
Пока Ленинский суд вынес определение в обеспечение иска прокурора о запрете на проведение каких-либо работ, кроме работ по обеспечению безопасности на строительной площадке.
Стоит отметить, что на участок строительная компания зашла на законных основаниях, с полным пакетом разрешительных документов и после первого обнаружения человеческих останков обратилась в Арбитражный суд Приморского края с просьбой установить статус обнаруженного захоронения. Однако затем в СМИ появились рекламные сообщения о долевом участии в строительстве дома, а на заседания суда зачастили пайщики, возмущенные нарушением их прав.
Руководитель Роспотребнадзора по Приморскому краю Дмитрий Маслов считает, что все сроки неприкосновенности участка в рамках закона уже вышли, если кладбище было закрыто в 1938 году.
Его оппоненты, в свою очередь, напоминают, что останки обнаружили только сейчас, а значит, и положенный 20-летний срок неприкосновенности вступил в силу с прошлого года.
Владивосток