Николай Максюта, похоже, поторопился с заявлением о готовности области к реформе местного самоуправления.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Волгоградской области состоялись выборы в органы местного самоуправления. На 5 тыс. должностей депутатов районных и городских Дум, мэров райцентров, поселений, глав муниципальных районов в 500 муниципальных образованиях (МО) области претендовали 10,5 тыс. кандидатов. Председатель областной избирательной комиссии Геннадий Шайхуллин, поначалу сравнивший эти выборы с русским кулачным боем, затем констатировал, что худшие прогнозы все-таки не оправдались.
Однако региональные политики не спешат перевести дух. Октябрьские муниципальные выборы могут привести к появлению в области новой политической оппозиции. А это способно серьезно осложнить положение руководителя Волгоградской области. Дело в том, что накануне выборов губернатор Николай Максюта заявил, что регион готов к реализации закона о местном самоуправлении. Однако вскоре выяснилось, что далеко не все муниципальные образования получат необходимое бюджетное финансирование: бюджет региона на 2006 год принят с серьезным дефицитом. Это означает, что на практике 131-й закон в Волгоградской области в полной мере выполнен быть не может.
Расхождения между словами губернатора и бюджетными возможностями области способны привести к обострению отношений региональных властей с новыми руководителями муниципальных образований, которые будут недовольны уровнем бюджетной обеспеченности. А таковых набирается, по разным оценкам, от 20 до 25%. Вновь избранные депутаты районных и поселковых парламентов, а также главы МО вряд ли станут стеснять себя в средствах при выбивании из областного бюджета положенных по закону денег и тем более заботиться о репутации областной администрации – новым муниципальным лидерам необходимо продемонстрировать заботу об интересах избирателей, которым накануне выборов в органы местного самоуправления было столько всего обещано. Финансовые требования муниципальных руководителей грозят Николаю Максюте возникновением «сельской фронды» – появлением «октябрьской» оппозиции в районах области, где до сих пор губернатор был безусловным и непререкаемым авторитетом.
Учитывая напряженные отношения главы региона с мэром Волгограда и депутатским корпусом областной Думы, «холодный мир» с партией «Единая Россия» и падение популярности КПРФ (традиционно поддерживавшей губернатора), оформление сельской муниципальной оппозиции может поставить Николая Максюту в крайне сложную ситуацию. Для губернатора она отягощается еще и тем, что Максюте так и не удалось создать для себя политический амортизатор в виде областного правительства, на которое можно было бы перевести стрелки в случае возникновения бюджетного конфликта с муниципалитетами.
Впервые Николай Максюта заявил о необходимости создания кабинета министров Волгоградской области еще в ходе прошлогодних губернаторских выборов. Однако сроки административной реформы постоянно переносились: сначала на весну 2005 года, затем на лето. Потом Максюта и вовсе заявил, что не считает появление регионального правительства задачей первостепенной важности. И только после летних консультаций в аппарате полпреда президента РФ в Южном округе губернатор пообещал вернуться к идее формирования областного кабмина в конце октября, после окончания выборной кампании в муниципальных образованиях.
Однако надеждам губернатора оказалось не суждено сбыться. Депутаты областной Думы за месяц до дня голосования на муниципальных выборах провалили процедуру внесения поправок в областной закон о системе государственной власти. С помощью этих поправок Максюта рассчитывал создать областной кабинет министров, полностью подконтрольный ему и не подотчетный областному парламенту. Теперь, согласно регламенту областной Думы, депутаты имеют право внести губернаторские поправки в областной закон лишь через год. А это значит, что губернаторский проект организации правительства может быть реализован лишь в сентябре 2006 года.
═
Волгоград