Скульптор Анатолий Скнарин.
Фото из семейного архива
Летящая в яростную атаку легендарная тачанка встречает каждого, кто въезжает в столицу Дона┘ Прекрасная «Ростовчанка» – символ молодости 250-летнего Ростова на городской набережной┘ Эти монументальные произведения давно стали визитной карточкой Ростова. Их автор – Анатолий Скнарин. На днях известному донскому скульптору присвоено звание «Заслуженный художник России».
– Мне радостно от того, что они живут, что вокруг них постоянно происходят какие-то действа, – говорит скульптор. – Взять, к примеру, «Тачанку». Созданная в советское время, она давно уже стала местом паломничества ростовчан: к памятнику приезжают молодожены в день свадьбы, здесь организуется пункт сбора ростовских милиционеров перед отправкой в Чечню. В последнее время стало модно устанавливать памятники на отвлеченные темы, которые не привязаны к месту ни географически, ни исторически. В Ростове таковых появилось немного, но они все-таки есть. Например, памятник читателю «Вечерки», памятник беременной женщине. Я не приемлю такие «шедевры». Считаю, что уж лучше бы таких скульптурных композиций в нашем городе не было.
Сегодня одна за другой открываются его землякам новые великолепные работы. Памятник первой учительнице в райцентре Матвеев Курган, бюст адмирала Ушакова на набережной Ростова, памятник атаману Платову в Новочеркасске.
Но легкой судьбу мастера не назовешь. Пришлось Анатолию Скнарину сталкиваться с недоброжелателями и завистниками. Например, в Ростове к 250-летию города перед кафедральным собором был воздвигнут памятник святому Дмитрию Ростовскому. Идея монумента покровителю Ростова возникла у Анатолия Скнарина. В 1989 году она была одобрена Министерством культуры, и автор создал несколько вариантов фигуры. Ряд важных деталей подсказал Скнарину архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. В 1996-м проект получил высокую оценку Комитета по архитектуре и градостроительству, и по распоряжению городского головы был заложен первый камень в фундамент.
В то время по стране вовсю шли «перестройки», собратья по Союзу художников, который возглавлял Анатолий Скнарин, сместили его с поста и изгнали из организации. А узнав, что идея скульптора обретает финансовую поддержку, новый председатель Союза художников Геннадий Запечный обратился в ростовскую мэрию с требованием провести открытый конкурс на лучший проект монумента. Проект выбирали три года. Победителем был признан проект скульптора Владимира Белякова, который в общем и целом копирует скнаринский. Это позже констатировало и Национальное агентство по авторским и смежным правам.
Все эти трудности пережить Анатолию Скнарину помогли талант и творчество. А еще всегда с ним любимая и любящая жена – Наташа, явно ставшая (хотя он и отрицает это) прообразом «Ростовчанки». Мастерскую Скнарина, где рождались эти композиции, можно назвать своеобразной выставкой бронзовых эскизов.
– Жаль, – вздыхает Анатолий Андреевич, – что из задуманного ранее не все осуществилось. Самое дорогое из неосуществленного – памятник донскому писателю Михаилу Шолохову.
Еще в начале 80-х годов памятник Шолохову был приобретен у Анатолия Скнарина Министерством культуры СССР. И установить его планировалось на набережной, но памятник пропал.
– Я не раз пытался выяснить судьбу моего произведения, – говорит Скнарин. – Бесполезно, скорее всего моя скульптура пылится где-то в запасниках, если, конечно, не сдана в металлолом.
Скульптор мечтает увидеть этот памятник на берегу Тихого Дона к 100-летию со дня рождения великого Шолохова.
═
Ростов-на-Дону