0
1769
Газета Регионы России Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Спецслужбы взаимодействуют хуже, чем террористы

Тэги: сафонов, терроризм, борьба, организация


– Анатолий Ефимович, сколько структур на сегодняшний день занимаются борьбой против терроризма в России?

– Боюсь, что их невозможно сосчитать. Самая трудная задача – это эффективное взаимодействие и координация. 15 лет назад я спросил в DEA (Служба по борьбе с наркотиками в США), сколько лет выстраивалась американская антитеррористическая система. И мне ответили, что 17 лет. Самое сложное, как выяснилось, было добиться согласованных действий 37 ведомств. Что касается борьбы с терроризмом с российского угла, то в нашей стране, конечно же, существует ядро структур, непосредственно борющихся с ним, и есть более дальний круг. Терроризму в известном смысле противостоят все: и врачи, и женские организации, и гражданское общество. Другое дело – насколько профессионально мы видим поле борьбы. Нередко возникает проблема взаимодействия: например, когда на одном поле работают несколько соперничающих организаций или же вообще никто не работает. Задача в том, чтобы сделать эффективным взаимодействие всех структур. И здесь у нас еще немало проблем.

– Стала ли эта работа более эффективной после бесланской трагедии?

– Думаю, что стала. Я присутствовал на многих заседаниях, в том числе закрытых, где данный вопрос стоял очень остро. Это касается прежде всего подхода к информации, ее сбору, анализу и т.д. Следует признать, что анализ информации у нас был далеко не совершенный.

Давайте рассмотрим пример США. В Соединенных Штатах создано Министерство безопасности, или, как его еще называют, суперминистерство. Это потребовало колоссальной работы. Американцы поняли, что разноречивость информации губительна для государства: с одной стороны, поощряется соревновательность, создается более глубинная картина, но, с другой стороны, если сведения не пересекаются, то они противоречат друг другу и в итоге вводят в заблуждение высшее политическое руководство. Один из важнейших вопросов – принятие точных политических решений на основании разведывательных данных и взаимная ответственность политических структур за правильность решения, а также профессиональная ответственность спецслужб за точность информации, на основании которой принимаются те или иные решения. Пример Ирака показателен. Сейчас политики говорят, что развединформация была неточной, а спецслужбы заявляют, что соответствующая информация была неправильно прочитана. За всем этим стоит задача эффективного взаимодействия. Американцы пошли еще дальше и ввели должность так называемого «разведцаря», к которому должна стекаться вся информация. Он обязан выявлять противоречия и решать, что следует уточнить или отправить на доработку.

– Следует ли России создать суперминистерство и ввести должность «разведцаря»?

– Министерство безопасности США – это суперведомство наподобие КГБ. «Разведцарь» работает помимо этого министерства. Иными словами, в Соединенных Штатах предпринимается попытка работать над информацией со всех сторон, чтобы сделать ее более выстроенной. Интеллектуально это очень сложная работа. Такая же задача должна ставиться и в России. Другой вопрос – как подойти к ее решению. У американцев не было суперведомства, и они создали его. Над нами же постоянно тяготеет образ «всесильного и всеохватного» КГБ. Все сопротивляются этому, хотя ясно, что возврата назад «в чистом виде» быть не может. Новое время, видимо, требует создания новой структуры.

– Вы упомянули Ирак. США, начав войну, породили терроризм в этой стране. И теперь пытаются с ним бороться, затрачивая огромные ресурсы. В России также затрачиваются немалые ресурсы на борьбу с терроризмом и попутно принимаются неверные решения, например, в Чечне. Не кажется ли вам, что государства сами создают порочный круг?

– Ирак стал инкубатором терроризма. Боевик, прибывший в Ирак, например, из Йемена, получает идеологическую, диверсионную, террористическую подготовку, приобретает связи и становится частью системы. То же происходит с боевиками, прибывшими в Чечню. С точки зрения технологии тут можно провести параллель. Что же касается истоков конфликта и решения проблем, то Ирак с Чечней сравнить невозможно.

Принятие важных решений, безусловно, должно быть пролонгировано во времени. Так, Хасавюртовские соглашения стали настоящей катастрофой для нашей страны. В вашем вопросе есть справедливость в том, что касается наших действий в Чечне. Было принято много непоследовательных, ошибочных, непрофессиональных решений. Теперь мы извлекаем из этого горькие уроки.

– В Дагестане почти каждый день гремят взрывы. У вас есть представление о том, что там происходит?

– В начале 1990-х мы понимали, что Дагестан – один из самых взрывоопасных регионов. Он многонационален, там нет одной «титульной» нации. В Дагестане шесть основных национальностей, которые исторически контролировали и делили власть. На это и делалась ставка теми, кто провоцировал конфликт. Мы понимали, что «раскачивание» Дагестана приведет к колоссальным издержкам, и все же очень долго удавалось ограничиваться приемлемыми вспышками. В Дагестане мы наблюдаем очень пеструю картину, связанную с терроризмом, криминалом, а также этническими особенностями, территориальными проблемами, родоплеменными издержками. Иногда происходящее там упрощенно называют либо криминалом, либо терроризмом. Но главный фактор – внешний, имея в виду «чеченский след» и международный террористический интернационал. К проблеме Дагестана нельзя подходить прямолинейно. Нужен четко выверенный курс. Какого-то волшебного решения не существует.

– Расскажите, пожалуйста, о целях вашего визита в Латинскую Америку.

– Главная цель визита в Эквадор, с которым мы отмечаем в этом году 60-летие дипломатических отношений, это обсуждение способов противодействия новым вызовам и угрозам, каковыми являются терроризм, наркоторговля, грязные деньги, трансграничная организованная преступность. Сотрудничество в этой сфере требует адаптации в связи с глобальными изменениями, происходящими в мире. Государства нуждаются в поиске ответов на новые вопросы, а не в рефлекторной реакции, которую мы зачастую наблюдаем сегодня, сталкиваясь с угрозами.

Мы уже не первый раз посещаем Латинскую Америку, однако следует признать, что мы более активны в других регионах: это Европа, исламский мир, Азия, Африка, США, Балканы, Афганистан, Ирак, Кавказ. Создано уже около 30 двусторонних рабочих групп по борьбе с терроризмом и новыми угрозами. В этих группах представлены спецслужбы, правоохранительные органы, военные ведомства, таможни, погранслужбы, Министерство по атомной энергии, МЧС и др. Группы постоянно работают с Пакистаном, Японией, Китаем, Великобританией, Саудовской Аравией, Йеменом┘

Если говорить конкретно о Латинской Америке, то здесь из всех вызовов на первый план выходит наркоугроза и трансграничная организованная преступность. Терроризм проявляется в меньшей степени, однако есть сведения о том, что здесь собирались пожертвования для террористических группировок, а также о том, что Латинская Америка рассматривалась «Аль-Каидой» в качестве возможной тыловой базы. Кроме того, существует наркотерроризм. Его «родиной», как известно, является Колумбия. С этой угрозой также столкнулись Балканы и Афганистан.

Стоит иметь в виду, что сегодня речь идет о слиянии криминальных и террористических сетей. У них возникают единая инфраструктура и база. Особую опасность представляет слияние радикально-политических и религиозных идей. Например, зафиксированы контакты «Аль-Каиды» с леворадикальными группировками в Европе, а в Латинской Америке были отмечены контакты радикальных исламистских группировок с протестным индейским движением. В этой связи следует обратить внимание на угрозы взрывов трубопроводов, которые ранее здесь не звучали.

Из досье «НГ»
Анатолий Ефимович Сафонов родился 5 октября 1945 г. в селе Долгий Мост Красноярского края. В 1968 г. окончил Красноярский политехнический институт. С 1970 г. работал оперуполномоченным отдела контрразведки в Управлении КГБ СССР по Красноярскому краю. В 1983–1987 гг. – начальник 2-го отдела (контрразведка) УКГБ по Красноярскому краю, с 1988 г. – начальник УКГБ по Красноярскому краю. С 1992 г. – замминистра безопасности РФ, с 1993 г. – заместитель, с 1994 г. – 1-й замдиректора Федеральной службы контрразведки. С 5 апреля 1994 г. по 1 августа 1997 г. занимал пост 1-го заместителя директора ФСБ. С октября 2001 г. по 2004 г. – замминистра иностранных дел. С октября 2004 г. – спецпредставитель президента РФ по вопросам борьбы с терроризмом. Генерал-полковник. Женат. Имеет двух детей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
626
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
752
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
706
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
705

Другие новости