Милиционеры на Северном Кавказе стали главным объектом атак террористов. Фото Reuters
Дагестан становится второй Чечней. Тревожные сводки о терактах, направленных против сотрудников правоохранительных органов и чиновников, поступают из Страны гор в последнее время чуть ли не чаще, чем из Чечни. Количество терактов только против сотрудников милиции с начала года перевалило за полсотни.
В субботу в Дагестане был совершен очередной теракт. Самодельное взрывное устройство сработало, когда поздно вечером по улице Грозненской в Хасавюрте проезжал милицейский УАЗ с нарядом патрульно-постовой службы (ППС) Хасавюртовского ГОВД. Милиционеры не пострадали, но взрывом был разрушен проходящий поблизости газопровод и выбиты стекла у соседних домов. Аналогичное преступление было совершено накануне в Махачкале. Здесь был подорван УАЗ первого полка ППС ГУВД Махачкалы. В результате теракта один из милиционеров получил многочисленные осколочные ранения. Самодельная безоболочная бомба мощностью 1,5 кг в тротиловом эквиваленте, по данным экспертов, была начинена обрезками металлической арматуры.
Оба теракта были совершены в тот момент, когда МВД Дагестана объявило о начале операции «Фильтр», в которой задействован практически весь личный состав местной милиции. Операция вызвана участившимися терактами в столице республики. Усиленный режим в городе, как утверждает начальник ГУВД Махачкалы Юсуп Абдулаев, «направлен на раскрытие опасных преступлений, особенно террористической направленности». Напомним, что в ночь с четверга на пятницу в Махачкале неизвестные расстреляли лейтенанта милиции, а сутками ранее в результате подрыва милицейского автобуса получили ранения семь милиционеров и два гражданских лица.
Обеспокоенность ситуацией в республике наконец-то проявило и полпредство президента РФ в Южном федеральном округе. В минувший четверг в Дагестан прибыла рабочая группа полпредства во главе с заместителем полпреда Александром Починком.
Как сообщил «НГ» пресс-секретарь полпреда Федор Щербаков, о решении создать группу, которая займется изучением и анализом сегодняшней ситуации в Дагестане, было заявлено еще во время Международного экономического форума, который прошел в Махачкале две недели назад. «Тогда Дмитрий Козак заявил, – подчеркнул Федор Щербаков, – что проанализировать ситуацию в Дагестане его попросил лично Владимир Путин. Рабочая группа будет работать в республике до 20 июня. Итоговый доклад Александра Починка будет заслушан на заседании Федеральной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в ЮФО».
Как заявил «НГ» один из заместителей официального представителя Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майора Ильи Шабалкина, не исключено, что активность боевиков в Дагестане обусловлена помощью их «соратников» из Чечни. По данным РОШа, одним из главных организаторов терактов в Дагестане является уроженец Буйнакска Раппани Халилов. Банда Халилова, которому приписываются все последние теракты в Дагестане, скрывается в Восточной Чечне и в горах Дагестана. Основу идеологии боевиков в Дагестане, полагает представитель РОШа, составляет ваххабизм, пустивший в республике глубокие корни, но победить его военным путем невозможно: нужно усилить пропаганду вредоносности этого религиозного учения.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 90-е годы командовал на Северном Кавказе армией, заявил «НГ», что для наведения порядка в Дагестане необходимо увеличивать плотность войск, чтобы эффективно бороться с религиозными экстремистами. «Религиозные фанатики, – подчеркнул генерал, – понимают только силу». Поэтому, полагает офицер, федеральный Центр и размещает горную бригаду именно в Ботлихе, неформальной столице ваххабизма, где во время рейда чеченских боевиков на республику в 1999 году располагалась «пятая колонна» Басаева.
«Ситуация в Дагестане становится все более напряженной, – заявил «НГ» ростовский политолог Василий Петров. – По всей видимости, именно сюда переместилась «горячая точка» из Чечни. Активизация боевиков – это прежде всего вызов правоохранительным органам, которые активизировали свою деятельность в других регионах Северного Кавказа».
═
Ростов-на-Дону