На месте раскопок подвала бывшей цитадели прусских королей будет музей.
Фото автора
Балтийская археологическая экспедиция, не первый год занимающаяся исследованиями на месте бывшего королевского Орденского замка в Калининграде, продолжает свою работу. Как сообщил корреспонденту «НГ» заведующий сектором археологии Калининградского историко-художественного музея Анатолий Валуев, за четыре года работы на месте цитадели прусских королей удалось найти не только археологические ценности, но и подземный ход и подвал.
Из Германии в Калининград на днях прибыла группа сотрудников немецкой специализированной лаборатории, занимающейся археологическими поисками с помощью самой современной техники. Специалисты Мартин Посселт и Себастьян Пфнор привезли георадар, чтобы проверить, есть ли рядом другие подземные сооружения. Финансовые расходы на эту операцию взял на себя журнал «Шпигель». Конечно, немцы не говорят, что надеются найти Янтарную комнату. Но, как полагает начальник отдела по поиску культурных ценностей Калининградского научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Авенир Овсянов, слова зарубежных специалистов о том, что главное для них – помочь калининградцам в создании музея под открытым небом (это решение утверждено городской мэрией), похоже, являются всего лишь «легендой прикрытия».
«Сегодня никто из организаторов и спонсоров поиска «восьмого чуда света», чтобы не быть осмеянным, не говорит напрямую, что ищет Янтарную комнату, – полагает Овсянов. – Ее поиск прикрывается поиском исторических ценностей». Между тем, как полагает краевед, искать Янтарную комнату нужно совсем в другом месте.
Оползень открывает следы
В поселке Янтарном недавно были обнаружены входы в знаменитую немецкую шахту «Анна». Участки штольни скорее всего открылись в результате оползня, который случился из-за нарушения дренажа. По словам Авенира Овсянова, штреки и штольни этой шахты никем и никогда не исследовались – шахта была законсервирована немцами еще в 1922 году, когда стал нерентабелен шахтный метод добычи янтаря. Сама шахта – своего рода перемычка между старым янтарным карьером и Балтийским морем.
«Идеальное место для музея янтаря, – говорит Овсянов. – Поляки, к примеру, из шахты по добыче соли в небольшом городке Величко под Краковом сделали музейный комплекс. Туристам там нравится. Шахту оставили в прежнем виде. Построили из соли православный храм, который охотно посещают туристы со всей Европы, выкладывая за это приличные деньги. А мы почему так не можем сделать? Сегодня коммерческие структуры обращаются к нам за разрешением: хотят возле «Анны» строить частные дома отдыха. Но в пляжной дюнной части рядом с карьером Янтарного комбината и шахтой «Анна» делать это опасно. Мы вынуждены им отказывать, так как местные власти ничего не делают для строительства дамб - берегоукрепительных стенок. Если это не будет сделано, шахту размоет, как это уже случилось с шахтой «Хенриетта», в недрах которой, кстати, осталось немало запасов солнечного камня».
Идеальный сейф для награбленного
Авенир Овсянов более 45 лет занимается документальными поисками «восьмого чуда света». Работал в европейских и российских архивах, организовывал экспедиции «по следам Янтарной комнаты».
«Помнится, президент Борис Ельцин во время своего визита в Германию, как раз перед выводом российских войск из Центральной Европы, – рассказывает ученый, – заявил, что знает, где находится Янтарная комната. Тогда все западные СМИ были заполнены сводками «о скором извлечении» на свет божий «восьмого чуда света» из секретного объекта в Тюрингии «Ольгас-III». Это полигон, где в период с 1944 по 1945 год строилась подземная ставка Гитлера. В орбиту сенсационного заявления президента России оказались втянуты немецкий бундестаг, Главное разведывательное управление Генштаба Минобороны РФ, командование Западной группы войск... Чем закончилась эта история, общеизвестно: все входы в бывший бункер Гитлера после ухода советских войск были замурованы и обнесены решеткой. Ничего там не нашли».
Между тем, как показывает практика, 80% похищенных фашистами ценностей в итоге находили в шахтах, их штольнях и штреках – именно такие тайники являлись незаметными и труднодоступными долговременными хранилищами награбленных сокровищ. Нацисты их использовали не только в Германии, но и в Польше, Чехословакии, Австрии. В послевоенные годы десятки зарубежных экспедиций находили в шахтах тысячи ценных экспонатов. Сегодня в Калининградском областном архиве имеются документы из архива немецкого исследователя Георга Штайна. В одном из них говорится о произведенном захоронении в шахте «Виттекинд» экспонатов Кенигсбергского музея «Альбертина». Кроме того, известная картина знаменитого художника XV–XVI века Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» также была найдена в немецкой шахте «Гросс-Кота».
Тайна шахты «Анна»
В конце XVIII века у поселка Польмникен (ныне Янтарный) на прибрежных участках было заложено восемь штолен. Однако вскоре они были затоплены грунтовыми и морскими водами, затраты, вложенные в их строительство, так и не окупились. До сегодняшних дней побережье Балтийского моря в районе поселков Янтарный, Покровское, Синявино представляет собой сложнейший лабиринт горизонтальных, наклонных и вертикальных штреков, частично затопленных, а частично преднамеренно засыпанных.
Сколько у этих шахт было ярусов, сегодня никто не знает. На калининградском Янтарном комбинате и в областном архиве планы и схемы расположения штолен и штреков шахты «Анна» отсутствуют. «Хенриетту» же вообще забрало к себе море, надежно скрыв от людей все ее тайны.
«В 1998 году ко мне из Германии приезжал сын Георга Штайна Роберт, который продолжает дело своего трагически погибшего отца, – рассказывает Авенир Овсянов. – По его словам, отец так и не смог приехать в Калининград, чтобы проверить версию нахождения Янтарной комнаты в шахте «Анна»: до 1991 года город оставался закрытым для иностранцев. У Георга Штайна были на этот счет определенные архивные документы. Но они таинственно исчезли... В 1987 году Георга Штайна нашли мертвым (на его теле насчитали 32 ножевых ранения). В Калининград Роберт привез мне карту с хроникой боевых действий на Земландском полуострове. По его словам, есть свидетельства, что 15 апреля 1945 года в район шахты «Анна» направлялись немецкие грузовики. Участником боевых действий на Земландском полуострове был рядовой Георг Штайн. Вот тогда я и вспомнил о письме кандидата технических наук Скибицкого в правительственную комиссию по поиску культурных ценностей».
Версия инженера Скибицкого
«В связи с безуспешными на сегодняшний день поисками Янтарной комнаты и последними данными о ней я посчитал целесообразным привлечь внимание к янтарной шахте – шахте «Анна» на Пальмникенском месторождении янтаря (поселок Янтарный Калининградской области).
В период 1948 года, в ходе разработки проекта восстановления янтарного карьера, мной совместно с инженером Ф.Ф. Энгелем (Гидропроект) было осмотрено наземное строение и механизмы названной шахты и уточнены обстоятельства ее затопления.
Из опроса механика-смотрителя шахты, бывшего военнослужащего германской армии, «младшего офицера, демобилизованного по ранению» и вступившего в должность за полгода до капитуляции Германии, было установлено, что шахта, много лет как производственная единица законсервированная, поддерживалась все время в рабочем состоянии как объект, представляющий значительный «технический интерес». И лишь незадолго до эвакуации Кенигсберга была подвергнута экстренному затоплению после перегрузки в шахту ящиков (около 15–20 штук), подвезенных к шахте на двух грузовых автомобилях.
Ящики эти были охарактеризованы смотрителем шахты, как «ящики со взрывчаткой», с помощью которых и было, по его словам, организовано затопление шахты. То обстоятельство, что удар взрывной волны не был зарегистрирован ни у шахты, ни в поселке вообще, пояснялось вероятной удаленностью взрывной волны в лабиринте подземных ходов.
На просьбу ознакомить нас с планом шахты, с планом ее подземных выработок, было заявлено, что вся техническая документация по шахте была эвакуирована «технической службой», которая находилась в Кенигсберге.
На вопрос, чем могло быть продиктовано экстренное затопление непроизводственной единицы (при оставлении в неприкосновенности механизмов и оборудования на важнейшем производственном предприятии – карьере), ответа не последовало.
Шахта «Анна», по данным на 1948 год, намечалась к восстановлению, и рекомендации по ее осушению были выданы. Однако к восстановительным работам приступлено не было и на сегодняшний день. Согласно информации, полученной от главного инженера Янтарного комбината А.В. Васильева, шахта «Анна» ликвидирована, а ее подземные выработки вошли в черту карьерных разработок Пальмникенского месторождения янтаря. Производственным карьером пересечен ряд хорошо крепленных штреков, концевые участки которых остались в тылу разработок.
В связи с этим встает задача последовательного просмотра всей береговой части подземных выработок (с вскрытием магистрального хода), с «простукиванием» крепления и задача организации превентивного просмотра подземных ходов по фронту карьерной разработки┘
С учетом всего изложенного шахта «Анна» – янтарная шахта на Пальмникенском месторождении янтаря представляется как практически наиболее совершенное место укрытия культурных ценностей, в том числе, возможно, и Янтарной комнаты┘
3 сентября 1977 года. А.М. Скибицкий, кандидат технических наук».
Идеи есть, денег нет
Но у калининградской геолого-археологической экспедиции, занимающейся по заданию правительства поисками культурных ценностей, не было в распоряжении ни современных георадарных средств, ни денег для их оплаты. Работала экспедиция на голом энтузиазме. Поэтому полномасштабные исследования штолен и штреков шахты «Анна», ее надземных железнодорожных веток так и не были произведены.
Так что «Анна» остается одной из калининградских тайн: версий много, и их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Эти версии могут быть разрешены или в результате планомерных исследований, или чисто случайно, как это было в карьере «Приморский», когда в марте 2000 года работающий гидромонитор вымыл из массива грунта остатки старинного деревянного судна, признанного специальной комиссией ценным памятником археологии. Его возраст составляет примерно 250–300 лет.
* * *
В экспозициях музеев Геттингена, Люнебурга и Дуйсбурга можно увидеть изделия из янтаря, созданные в Кенигсберге. Часть их, кстати, обнаружили после войны в шахтах Фольприхаузена «Виттекинд» и «Хильдасглюкк». Но это лишь мизерная доля того, что хранилось до войны в столице янтарного царства – Кенигсберге. Где находятся эти сокровища, по-прежнему неизвестно.
Калининград