Михаила Зурабова подозревают в намерении построить «социальную монополию», распоряжающуюся гигантскими ресурсами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Руководители ряда страховых медицинских компаний (СМК) и общественных организаций Екатеринбурга выразили недовольство системой обеспечения регионов льготными лекарствами, введенной законом о замене льгот денежными компенсациями.
По мнению страховщиков, местные компании оказываются искусственно отстраненными от льготного лекарственного обеспечения: условием для подписания договора о страховании доставки льготных лекарств должен быть договор между страховой компанией и генеральным дистрибьютором, выбранным министром Михаилом Зурабовым. Участники рынка утверждают, что в схеме множество юридических нестыковок: льготное лекарственное страхование, входящее в обязательное медицинское страхование (ОМС), осуществляется по лицензии на ведение добровольного медстрахования. Кроме того, при отборе дистрибьюторов говорилось о снижении цен на поставляемые лекарства, но этого не наблюдается. Не справляется новая схема и с возложенными на нее социальными функциями. По данным руководителя отдела анализа проблем финансирования социальных мероприятий фонда «Территория» Максима Стародубцева, на 15 января из 1300 препаратов из федерального перечня в регион поступили только активированный уголь и аллохол. Сколько поставлено лекарств на сегодня, сказать сложно. Чиновники скрывают истинные цифры. Страховщики считают, что в законе не надо было выделять в отдельную графу снабжение лекарствами, препараты должны быть включены в стоимость лечения заболевания.
Михаил Зурабов, утверждают руководители СМК, преувеличивает, говоря о лекарственной мафии в регионах: здесь была обычная рыночная торговля с большим количеством операторов и конкуренцией. Коррупция среди медицинских чиновников была, и конкурсы были непрозрачные, но вряд ли было правильно отменять конкурсы из-за этого.
По мнению Максима Стародубцева, распространение страховых принципов на компании, занимающиеся ОМС, печально отразится на финансовом положении лечебных учреждений. Дополнительный контроль за здравницами обернется их банкротством. Возможно, предполагают страховщики, именно эту цель и преследует реформа здравоохранения.
Сверхзадачу Зурабова-менеджера в регионах видят в построении «социального «Газпрома», которым формально будет руководить человек, назначаемый государством, а реально распоряжаться гигантскими ресурсами будут частные лица. Вероятно, эта структура к следующим президентским выборам будет востребована. И тот, кто ею воспользуется, простит ее автору юридические вольности при осуществлении закона о монетизации льгот.
Предпосылками для приватизации «социального «Газпрома» станет уравнивание в правах Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов, а также приватизация (через банкротство) лечебных учреждений. У ПФ, аккумулирующего до 95% пенсионных средств, во всех регионах будет уполномоченная страховая компания (МАКС уже существует почти везде), которая сможет подменить собой ФОМС. То есть будет создана вертикальная структура с огромными финансовыми потоками. Она идеально подходит для сливания денег из системы здравоохранения, которая была, есть и будет непрозрачной.
Страховые компании намерены сразу после подписания договора субподряда инициировать прокурорские проверки и организовать слушания в антимонопольном комитете по поводу ущемления своих прав.
Екатеринбург