Самым народным видом транспорта в сельской глубинке по-прежнему остается гужевой.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Тульские власти загорелись очередным экономическим проектом - производством "народного" автомобиля. Губернатор области Василий Стародубцев обратился в областную Думу с предложением войти в состав соучредителей тульского автозавода, на котором планируется собирать малолитражки (аналог "Оки"). Новое детище отечественного автопрома будет называться "Мишка". Эта модель класса "А" размером чуть больше "Оки" с кузовом из пластика должна прийти на смену популярному автомобилю среди ветеранов и инвалидов.
Идею производства "Мишки" в Туле лоббирует экс-чемпиону мира по шахматам Анатолий Карпов. Весной прошлого года он заразил ей Василия Стародубцева. Тульский губернатор всерьез заинтересовался этой машиной.
Анатолий Карпов вошел в число учредителей ОАО "Мишка-Тула-Москва" с уставным капиталом 150 тыс. руб. Он же представил в администрацию области бизнес-план выпуска автомобиля. Согласно проекту, отверточная сборка "Мишки" будет производиться на территории Тульского комбайнового завода (ТКЗ), где будет создан Тульский автомобильный завод (ТАЗ). Проектная мощность нового предприятия - 10 тыс. автомобилей в год. Для запуска производства первоначально потребуется 150 млн. руб., в мае нынешнего года должны быть выпущены первые два "Мишки", а к концу 2005 года - уже тысяча автомобилей.
ТКЗ в настоящее время из-за долгов находится в состоянии, близком к банкротству. Администрация области должна внести в уставный капитал ОАО "Мишка-Тула-Москва" часть имущества этого предприятия - недостроенные корпуса площадью 4 тыс. кв. м на 16,8 млн. руб. На эту сумму должны быть списаны долги предприятия областному бюджету.
Многие местные парламентарии с подозрением отнеслись к очередной губернаторской затее. Исполнительная власть продавила решение только со второй попытки, причем при поименном голосовании. Председатель областной Думы Олег Лукичев голосовал против. В беседе с корреспондентом "НГ" он, в частности, заявил, что модель нового автомобиля технически несовершенна. К тому же уже выпущенное количество автомобилей "Ока" значительно превышает потребности в них со стороны государства.
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансам областной Думы Михаил Иванцов рассказал корреспонденту "НГ", что проголосовал за проект производства автомобиля "Мишка", но только при условии, если в дальнейшем областная власть не будет выступать гарантом и поручителем при его финансировании.
Надо заметить, что практически все экономические проекты, инициируемые тульским губернатором, до сих пор проваливались. Самая неудачная из его новаций - производство бензина из газового конденсата. Для этих целей администрация области закупила в США модульный перерабатывающий заводик. С тех пор прошло уже шесть лет, а "народный" бензин, которым губернатор обещал залить всю тульскую сельхозтехнику, так и не появился. Заводик так и не начал работу, зато накопил многомиллионные долги. В конце прошлого года кредиторы их выкупили и отобрали имущество у администрации области.
Скорее всего провалится проект строительства в Туле международного велоцентра, лоббируемого Василием Стародубцевым. Инвестиции в этот проект, по словам председателя областной Думы Олега Лукичева, составят 600 млн. руб. В областной казне денег на эти цели нет, а надежды на инвестиции, например "Газпрома", призрачны. Между тем исполнительная власть уже выделила 20 млн. руб. на изготовление проектно-сметной документации. Этих денег, по мнению председателя облдумы, вполне хватило бы на реализацию Закона "О демографической политике", на который Василий Стародубцев наложил вето.
Тула