С этого памятника и началась 'реабилитация' урюпинской козы.
Фото ИТАР-ТАСС
У легендарного города Урюпинска с недавних пор появился праздник, какой вряд ли есть где-нибудь еще в России: День козы. В этот день жители маленького прихоперского городка чествовали знаменитую урюпинскую пуховую козу. Конкурс "Мисс козочка" проходил на главной площади города, у подножья памятника Ленину. День козы был ознаменован открытием Музея козы и чемпионатом по забиванию козла.
Этот праздник стал, пожалуй, пиком деятельности администрации Урюпинска и ее руководителя - мэра "козьего городка" Валерия Сушко по реабилитации знаменитого урюпинского пухового промысла, существующего по меньшей мере целых 100 лет.
Пушистый уникум с темной родословной
Родоначальники этого промысла - прабабушки современных урюпинцев - вязали варежки и носки из козьего пуха только для себя, для родных и близких. В старые времена вязание было испытанием для невест. Перед замужеством девушка должна была связать жениху шарф и перчатки, чтобы доказать свое право стать хозяйкой в его доме. На некоторых хуторах Урюпинского района эта традиция держится до сих пор.
Позже на козьем пухе стали зарабатывать. И с тех пор за всю историю промысла был только один период, когда из платков, носков и варежек урюпинцы не извлекали прибавочной стоимости. Во время Великой Отечественной войны урюпинки поставляли на фронт носки и рукавицы с тремя пальцами - чтобы удобно было стрелять. Образец таких красноармейских рукавиц сегодня хранится в Урюпинском краеведческом музее. В послевоенные годы на козе стали "делать деньги".
Альфа и омега главного промысла "козьего городка", как именовал в годы застоя Урюпинск "Голос Америки", это, разумеется, сама коза. Урюпинская коза - особенная. Ее пух в отличие от пуха оренбургских платков более прочный, длинный (до 10 сантиметров), красивого серого цвета с голубым стальным отливом. Внешне урюпинские платки и шали больше похожи на меховые соболиные накидки. Особенно ценятся платки из неволнистого, прямого руна, которые действительно можно принять за меховое манто.
Было много попыток переселить урюпинскую козу в другие места. Но после переселения ее пух теряет свои уникальные качества. Местные жители считают, что причина этого в особых природных условиях Урюпинского района - трава, вода, климат. Ответить на этот вопрос пытались ученые из Ростова. Однако исследование не выявило в Урюпинске ничего особенного. Но факт остается фактом - вывезенная за пределы района, пушиться коза перестает. Существует легенда, что такая удивительная порода появилась от "романа" между косулей, которые по сей день водятся в здешних краях, и завезенным с Кавказа горным козлом, которого пожалели зарезать на шашлык и отпустили на волю.
Зачем советскому человеку две козы?
Урюпинский район - по сей день первый в области по численности коз. По официальным данным, здесь их 58 тысяч. Впрочем, многих коз не регистрируют, так что местные жители утверждают, что коз в районе - больше 100 тысяч.
В хрущевские времена козы оказались практически вне закона. Тогда существовала партийная установка: разрешалось иметь только по одной козе на семью. Может быть, опасались, что доход урюпинцев будет превосходить доход среднестатистического жителя СССР. Периодически представители партийно-советских органов устраивали "козьи зачистки" - по дворам ходили переписчики. Но урюпинцы рогатых не сдавали - коз прятали по сараям, по соседям, по дальним лужкам.
Позже, но еще в советские времена, козий промысел дал Урюпинску первых зажиточных людей. Платок стоил тогда от 100 до 400 руб. В месяц самое меньшее можно было связать и продать три шали. Именно благодаря этим доходам в Урюпинске и появились первые "Жигули". Не случайно тогда около этого бизнеса крутилось много перекупщиков. Получая даже 20-30 рублей с платка, жили они безбедно. Были предприятия в Волгограде, которые занимались оптовой скупкой изделий и вывозом их в другие регионы. Эти бизнесмены сколотили себе на урюпинских вязаных изделиях первоначальный капитал во времена перестройки.
Сейчас пуховой промысел превращается в "бизнес для бедных". На доходы от него нельзя приобрести ни "Хонду", ни "Гелентваген" - на этих машинах сейчас "разрезают" урюпинские дали местные семечковые короли, делающие деньги на подсолнечнике. Но в тяжелые постперестроечные времена, когда больше половины населения оказалось за чертой бедности, коза стала для многих урюпинцев старшего поколения средством выживания.
Продать 30 платков, и можно жениться
Александр Георгиевич Мельников живет на окраине Урюпинска. Собственность Мельникова - это "Сашкино болото", так называет он болотце в 20 метрах от дома, на котором плавают его утки. Да еще в собственности луг, который подарил ему мэр Валерий Сушко - на нем и пасутся козы. "Мы только козой и живем, - повествует Мельников, вычесывая козу Катьку. - Только с них деньги. Пенсия маленькая, а жить хочется. И еще внуки, пять душ, - поднимать их надо". Сейчас Мельниковы держат уже только 16 коз, а не 30, как прежде. Многие постаревшие урюпинцы и вообще не в силах самостоятельно ухаживать за своими кормилицами.
В месяц только одно прядение и вязание может дать пенсионерам примерно 2 тысячи рублей дохода. Плюс 3 тысячи рублей две пенсии. Итого 5 тысяч - жить можно. Плюс сад-огород, мед. Так что пожилые урюпинцы еще и деток-внучат подкармливают.
Высококачественную пуховую косынку на рынке можно сегодня продать с чистой прибылью от 300 до 800 рублей. В удачные дни один продавец может продать на рынке 5 косынок "за смену". Вообще же на доход от продажи 30 платков в Урюпинске можно сыграть свадьбу.
Давно уже вязание из козьего пуха перестало быть занятием только для бабушек. Сегодня, по оценкам урюпинских экспертов, регулярно вяжет каждая третья жительница города. Вяжут и дети, и даже мужчины. Большинство делают это не из любви к искусству, а чтобы подзаработать. С местной трикотажной фабрики, переживавшей тяжелые финансовые времена, швеи часто увольнялись и уходили "на рынок" - вязать и продавать платки и косынки. Это позволяло заработать не меньше, чем на фабрике, но при этом весь день оставаться при плите и детях. Между делом, не особенно напрягаясь, за месяц можно связать три платка. Если же постараться, то платок можно связать и за один день. "Подвязывает" сейчас и низкозарплатная урюпинская интеллигенция - медицинские работники и педагоги. Их стали нанимать на местное пуховое предприятие "Узоры". За качественное изделие вязальщица может получить 500 руб.
Коренная "перестройка" пухового промысла
Мужчины стали включаться в исконно женский промысел во времена перестройки и с выходом на пенсию. Первоначально они помогали женщинам прясть. Затем начали вывязывать на машине середину шали. Теперь же, как утверждают сами урюпинцы, есть мужчины, которые могут изготовить шаль от начала и до конца. Типичный пример - пенсионер Александр Ефремович Духанин с улицы Глухова, что на окраине Урюпинска. "Я жене не доверяю, - рассказывает он, - пряду сам. Нить у меня получается тонкая, и пух экономлю. А тонкую нить и изделия из нее можно продать дороже".
Прежде профессия передавалась в семье - от поколения к поколению. Теперь существуют и школы вязания. С такой школы, например, начинались "Узоры". Стимулируют кадры вязальщиц и организованные мэрией профессиональные конкурсы. Постоянные их участники - династии вязальщиков. Среди призеров однажды был даже мальчик-подросток.
Со временем козье производство стало серьезным рыночным явлением. Многие семьи стали кооперироваться, они объединяют своих коз в небольшие стада и назначают пастуха - либо нанятого со стороны, либо дежурного из своих. Возникла в козьем промысле и "модернизация" - если прежде коз только чесали, то теперь многие их стригут. Это проще, больше сырья. Однако изделия из стриженого пуха сильно уступают изделиям из чесаного. Последние не колются и ценятся на рынке значительно выше.
С выходом на рынок появилась такая стадия производства, как расчес пуха. Когда прапрабабушки вязали для себя, для семьи, товарный вид изделий большого значения не имел. Пушить их стали именно на продажу. В советские времена для этого применяли стиральные машины "Вятка", тогда заменяли дверцу на тепловентилятор. Сейчас изделия пушат с помощью не только чесок, но и различных импортных составов. В Урюпинске можно встретить рекламные объявления: "Расчес пуха". В советские же времена местные химчистки предлагали услугу по обезжириванию сырья - чтобы изделие было более мягким. И сегодня урюпинцы обращаются к помощи химчисток - там пух слегка подкрашивают до голубоватого цвета.
Покупатель должен быть профессионалом
Гость Урюпинска никогда не проедет мимо платочного рынка. На новичка продавцы набрасываются с энергичностью цыган. Главное - "запудрить" мозги побыстрее, пока этого не сделал продавец-сосед. Впрочем, есть в Урюпинске и постоянные покупатели, знатоки дела. Это жители Кавказа и┘ чукчи, которые покупают пуховые платки, чтобы приспособить их под портянки.
Сегодня знаменитый платочный рынок на окраине Урюпинска полон не только качественного товара, но и халтуры. Некоторые урюпинцы начали зарабатывать уже просто на известной марке - платки и носки из Урюпинска. О том же, что такое настоящее качество, рассказала "НГ" Раиса Казимирова - руководитель специализированного предприятия "Узоры":
- Если покупаете носки, то они должны быть не пушистые, а из пряжи погрубее. А хорошая шаль должна быть мягкой, с длинным ворсом. Если мягкая, а не колкая, - значит, козу чесали, как в старину, а не стригли, как часто делают сейчас - для облегчения своего труда. А с длинного ворса пух не слетает. Такой платок будет вечным - и чем дальше, тем более пушистым.
Еще одна рекомендация от Раисы Казимировой - смотрите на качество вязки. "Художественное вязание - это 10 петель на один сантиметр. Плотное изделие дольше носится и лучше держит пух. А если "как на вилах вязано", износится быстро".
Урюпинцы предпочитают свои пуховые изделия знаменитым оренбургским. "У оренбургских пух не очень красивый, поэтому они соединяют свой пух с шелковой нитью, - делятся профессионалы секретом. - Нить скользкая, вот пух со временем с нее и скатывается - на изделиях начинают появляться скатыши. Мы же впрядаем более грубую нить. Может быть, не так красиво, но зато практично. А серебрится наш пух от природы".
Реабилитация с последующим увековечением
Кстати, "реабилитация" козы началась с возведения в Урюпинске знаменитого памятника козе с козленочком. Изготовили его известные волгоградские скульпторы Виктор Фетисов и Олег Дедов. Для изготовления скульптуры привезли 18-тонную глыбу гранита из-под Мамаева кургана - там после возведения мемориального комплекса осталось много таких хороших "камушков". Козу делали, пользуясь фотографиями, видеосъемкой, а также книгой "Козы и овцы. Выращивание, содержание, разведение". Открыли памятник козе осенью 2000 года. За 3 года нос гранитной козы изрядно потемнел. Не от природных осадков, а потому что сложилось поверье: если положить каменной козе руку на нос, то это к счастью. Вот и затерли нос руками┘
Словом, коза и сегодня живее всех живых, давая урюпинцам работу и доход и, наконец, просто являясь предметом гордости. Пожилая чета Лазоревых - Раиса Романовна и Николай Данилович - привела на конкурс "Мисс козочка" двух своих коз - Лизу и Незабудку. Особая гордость Раисы Романовны - Незабудка. "Она у нас уже на пенсии - 12 годков ей. Но до сих пор стадо водит. Стадо от нее - никуда. Ни одна коза не отобьется! За десять лет родила 35 козлят". В день Незабудка дает пожилой чете по 3 литра молока. Пенсионеры делают из него масло, творог, сыр и даже сгущенку варят┘
Урюпинск-Волгоград