В районном Зерноградском суде Ростовской области завершилось слушание дела атамана Мечетинского юрта Николая Задорожнего. Этот процесс уже назван беспрецедентным: атаман пытался в судебном порядке вернуть имущество, национализированное советской властью еще в 1935 году. Первый судебный процесс по этому нашумевшему делу прошел летом. Тогда суд признал Задорожнего полноправным наследником отнятого у его семьи дома и надела земли. На сей раз судебная инстанция отказала истцу в возврате родового поместья в станице Мечетенская.
Зажиточный род казаков Задорожних известен на Дону с 1906 года. На Первую мировую дед Задорожнего, Федор Иванович, уходил вместе с будущим командармом Конной армии Буденным (есть даже фотография, на которой они запечатлены вместе). Но затем их пути разошлись. Задорожние в Гражданскую войну сражались на стороне белых, в отряде у Деникина воевала даже бабушка Николая Задорожнего. Его деда, как ярого белогвардейца и кавалера Георгиевских крестов, репрессировали в 1928 году. Затем, в 1935 году, в связи с массовым расказачиванием настал черед и остальных членов кулацкой семьи - самого Николая Задорожнего, его родителей, брата и сестры. Все семейство сослали в Карагандинскую область Казахстана, где Задорожние и проживали до 1952 года.
После выхода в начале 90-х годов закона о политической реабилитации Николай Задорожний запросил в ФСБ документы на своих репрессированных родственников, которые подтвердили факт изъятия имущества у семьи Задорожних. В списке национализированного имущества, составленном чекистами 30 июля 1935 года, оказалось более 120 наименований: дом, кирпичный завод, 36 десятин земли, четыре скаковых жеребца, десятки коров, овец и свиней, более двухсот голов мелкой птицы, домашнее имущество и три с половиной тысячи рублей.
"Проработав более 40 лет, - рассказал корреспонденту "НГ" Николай Феофилович, - я не получил от государства никакого жилья. Хочу хоть на старости лет пожить в своем родовом гнезде". Между тем в родном курене Задорожних уже давно живет семья учителей Лукашенко, кстати, дальних родственников президента Белоруссии. Уходить из него нынешние хозяева не собираются и готовы отстаивать свои права до конца. Впрочем, Задорожний насильно выселять никого не собирается. "Пусть государство предоставит семье Лукашенко равноценное жилье, - говорит Задорожний, - а мне вернет дом".
Однако Зерноградский суд посчитал иначе, отказав атаману в его имущественных притязаниях. Суд руководствовался положениями закона о реабилитации, где сказано, что право на возврат имущества или компенсацию имеет только прямой наследник репрессированного, то есть сын или жена, но никак не внук. В данном случае есть документы, подтверждающие право владения конфискованным имуществом деда Задорожнего, но нет подобных документов в отношении его отца. Но даже если Задорожний через суд подтвердит имущественные права своего отца, то в соответствии с постановлением правительства, принятым в 1994 году, за конфискованное имущество, включая дом, ему будет выплачено 100 МРОТ. Подобный расклад не устраивает истца.
Между тем дело Задорожнего вызвало широкий резонанс в казацких рядах, где многие уже сейчас готовы судиться с властями. Представители донского казачества считают, что государство просто обязано возместить Николаю Задорожнему материальный ущерб, который, кстати, был нанесен не только его деду и отцу, но и лично ему. Ведь он вместе с ними отбывал ссылку в Казахстане.
На протяжении последних десяти лет донские казаки не устают говорить о том, что принятое Верховным Советом Российской Федерации постановление "О реабилитации казачества" не выполняется, а сам документ поставил больше вопросов, чем ответил на них. И основной из них - земельный вопрос. По словам атамана Всевеликого войска донского Николая Козицына, давно пришло время требовать у государства реального возмещения ущерба, причиненного казачеству: "Вся проблема в том, что у нас в стране нет закона о реституции. Но ведь существует закон о реабилитации жертв сталинских репрессий, где ясно сказано, что казакам должны компенсировать утраченное имущество".
У представителей власти по этому вопросу несколько иная позиция. Реституция, на их взгляд, может иметь негативные последствия. Если бы решение было вынесено в пользу Задорожнего, примеру атамана последовали бы и остальные казаки. И тогда нового передела земли не удалось бы избежать.
Сам атаман в поисках справедливости намерен дойти до Европейского суда по правам человека.
Ростов-на-Дону