В Томске открылся мемориал, посвященный памяти воинов-интернационалистов, погибших в горячих точках на территории бывшего СССР и за его рубежами. Его возвели в микрорайоне Каштак, печально знаменитом тем, что здесь, в Каштачном рву, в 30-е годы было расстреляно несколько десятков тысяч так называемых "врагов народа". На открытие памятника приехали руководители ветеранских организаций из Москвы и соседних сибирских городов.
Мемориал, строившийся семь лет, представляет собой композицию из черного мрамора: плиты с именами 151 павшего бойца и двойная 20-метровая стела, на вершине которой находится колокол. На мраморной плите также имеется надпись: "Памяти павших во имя живых, ради правды". На монументе высечены география и история "мирного" послевоенного времени: Даманский, Корея, Афганистан, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Азербайджан, Таджикистан.
"Этот памятник, - заявил епископ Томский и Асиновский Ростислав, - нужен не погибшим, которые уже на небесах. Он нужен живым для того, чтобы помнили о жертвенном подвиге тех, кто души отдал ради близких".
О том, что о погибших, увы, помнят не всегда, сказала на открытии Тамара Кляйн, мать одного из погибших солдат: "Живу без сына семнадцать лет. В 45 стала слепой и седой. За причитающимися льготами и помощью хожу по инстанциям. И везде отвечают: вам не положено. Помощь и поддержку получаю только от ветеранов. Получается, что битый битого везет". Кстати, на церемонию открытия мэр прислал своего заместителя. "Конечно, - заметила по этому поводу Тамара Кляйн, - фонтаны открывать ему приятнее".
Томск