От сторожевика, который еще лет десять мог ходить в море, остался только выжженный изнутри корпус.
Фото автора
На калининградском судостроительном заводе "Янтарь" завершается переоборудование сторожевого корабля "Дружный", который вскоре станет частью музейного комплекса на Москве-реке у набережной Тараса Шевченко, возле торгово-пешеходного моста "Багратион". Сюда уже доставили с Северного флота подводную лодку Б-396 проекта 641. Эта субмарина (на флоте такой проект называют букашкой) давно отслужила свое. Иная ситуация с "Дружным", который еще не один год мог бы находиться в боевом строю.
Но сегодня с корабля уже снято вооружение. Внутренние помещения сторожевика перестраивают: вместо боевых постов и кубриков будут залы для экспозиций, комнаты отдыха и бары. Надо заметить, что эту боевую единцу строили на Балтике для Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. 12 июля 1975 года на корабле подняли военно-морской флаг, "Дружный" начал проходить государственные испытания и готовиться к дальнему походу. Тогда этот корабль (проект 1135) считался большим противолодочным кораблем, по нынешней классификации это сторожевой корабль (СКР).
Но в тот год на ноябрьские праздники замполит однотипного корабля "Сторожевой" Валерий Саблин во время морского парада в Риге поднял на борту мятеж и пытался увести корабль в Швецию (по другой версии, в которую, впрочем, на флоте никто до сих пор никто не верит - хотел прийти в Кронштадт и обратиться к народу и Брежневу с требованием "вернуть социализму ленинский курс"). Мятеж был подавлен с помощью авиации, бросившей пару бомб прямо по курсу "Сторожевого" и залпов 100-миллиметровых орудий преследовавшего беглеца сторожевика. Было это уже в Ирбенах, на выходе из Рижского залива.
В итоге капитана 3 ранга Саблина расстреляли, команду расформировали. Сам корабль остался на Балтике. И честно служил почти три десятка лет: из боевого состава флота он был выведен только в прошлом году.
Превращение боевых кораблей в музеи - давняя традиция. А вот мода на развлекательные комплексы на борту бывших крейсеров, сторожевиков и субмарин - явление, больше характерное для последних лет. Причем, как правило, даже на Западе эти комплексы создаются на базе именно российского флота! То есть Военно-морской флот России при активной поддержке наших непотопляемых адмиралов активно садится на музейно-развлекательную иглу. Особенно тут отличился Балтийский флот. Начиная с 1990 года, по официальным данным, десятки лодок и кораблей были списаны "на иголки". Но до судорезок они не дошли, оказавшись в Германии, Англии, Бельгии, Голландии. А некоторые превратились не только в музеи, но и в казино и даже бордели.
В прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков, посетивший Калининград, увидел в здешнем музее Мирового океана подводную лодку Б-413, вошедшую вместе с "Авророй" и ледоколом "Красиным" в мировую ассоциацию кораблей-музеев. Кстати, почетный диплом в этой связи вручал музею посол США Александр Вершбоу. Надо полагать, именно тогда у столичного мэра возникла идея создания "военно-морского" комплекса на Москве-реке. Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов инициативу Юрия Михайловича поддержал.
В итоге только (менее трех лет назад) вышедший из капитального ремонта сторожевик "Дружный", один из лучших кораблей Балтийского флота, списали. Жаль, шутят на Балтике, что главком не подарил правительству Москвы ракетный крейсер "Москва" Черноморского флота, над которым шефствует столица. К конце концов "Москва" вступила в строй на семь лет позже "Дружного". Да и помещений на крейсере под бары, рестораны, кафе и кинозалы гораздо больше, чем на сторожевом корабле. Может, лишь потому, что "Москва" из-за своей осадки по Волго-Донскому каналу до столицы не дойдет?
А вот "Дружному", чтобы пройти по каналам до Москвы, просто спилили мачты на судостроительном заводе "Янтарь". Теперь уже бывший командир сторожевого корабля капитан 3 ранга Юрий Шоломонов от беседы с корреспондентом отказался, лишь дал понять, что, мол, зачем после драки кулаками махать, когда корабль уже, по сути, "убили". Кстати, его экипаж не раз подавал SOS через флотскую газету "Страж Балтики". Ведь "Дружный", по мнению специалистов технического управления Балтфлота, мог еще с десяток лет послужить России.
Сегодня же на заводе "Янтарь" я не увидел на сторожевике артиллерийских орудий, их сняли. Зато заметил полностью разрушенное и выжженное газосваркой машинное отделение. От корабля практически остался лишь корпус. "Внутренняя отделка помещений под музейный комплекс с барами, ресторанами, кинозалами и кафе будет завершена в Москве, - сообщил корреспонденту "НГ" один из руководителей общественной организации столичного клуба "Звезда" Виктор Андрюшин. - В начале октября корабль на буксире покинет "Янтарь" и силами Балтийского флота будет отбуксирован до Балтийска, а затем и до Кронштадтского рейда, после чего войдет в Неву. А потом силами Московского речного пароходства по каналам и реке Москве его отбуксируют в столицу".
По словам Андрюшина, на этот счет имеется постановление правительства Москвы. Правда, сказать, за какую цену был продан общественной организации "Дружный", он не смог. Коммерческой тайной назвал сумму сделки по переоборудованию корабля заместитель генерального директора судостроительного завода "Янтарь" Александр Фомичев. Кстати, заводчане продолжат работу и в Москве: установят кормовое орудие, зенитные артустановки, займутся внутренней отделкой.
На вопрос корреспондента "НГ", не постигнет ли "Дружный" при буксировке "пустого" корпуса по Балтике (а в октябре здесь тоже штормит) участь затонувшей недавно на Севере подводной лодки К-159, командующий БФ адмирал Владимир Валуев ответил: "Заявление о том, что Балтийский флот будет буксировать до Кронштадта "Дружный", преждевременны. Главком ВМФ Владимир Куроедов никаких указаний транспортировать его в Кронштадт не давал. А повторения участи подводной лодки К-159 на флоте никто не желает".
Калининград