Анна Маркова на собственном опыте почувствовала силу административного ресурса.
Фото ИТАР-ТАСС
- Анна Борисовна, какие нарушения имели место 21 сентября?
- Выборы начинаются в 8 часов утра. Наблюдатели прибывают на участки за полчаса, и в их присутствии осматриваются и опечатываются избирательные урны, чтобы убедиться, что в стационарных и переносных ящиках действительно пусто. Наблюдатели должны также удостовериться, что в избирательных списках отсутствуют записи о проголосовавших. Из 1700 наблюдателей не пустили утром на участки около 1300. А некоторые мои представители попали на участки только в 18 часов.
- По какой причине?
- Наблюдатель, заступая на избирательном участке на пост, предъявляет комиссии направление, подписанное кандидатом в губернаторы. Так, городская избирательная комиссия разослала участковым комиссиям образцы подписей кандидатов в губернаторы с тем, чтобы их сравнивать с подписями на направлениях. И моих наблюдателей не пустили по той причине, что мои подписи якобы фальшивые. Во-первых, такая процедура не предусмотрена законом, во-вторых, проводить почерковедческую работу имеют право только эксперты со специальным образованием. И тут правоохранительные органы нарушений не усмотрели. В наше поле зрения попал документ, в котором членам участковых комиссий предлагается обязательно сличить подписи и, цитирую дословно, "информацию о несоответствии и акт о нарушениях передать в штаб Матвиенко".
- А какой процент подписей совпал у наблюдателей Валентины Матвиенко?
- Насколько мне известно, ни одного не забраковали. Нам понадобилось 5-6 часов, чтоб убедить горизбирком, что подписи мои и наблюдатели мои. За это время проголосовали уже половина людей. Мои наблюдатели зафиксировали, как подсказывали бабушкам и дедушкам, за кого "правильно" голосовать. Нагрудные знаки наблюдателей Валентины Матвиенко были исполнены в виде агитационных листовок. Помимо указания имени на них был изображен квадратик с проставленной птичкой. Такие же плакаты большего размера стояли у них на столе. Но горизбирком не усмотрел в этом нарушений.
- Прокурор Санкт-Петербурга Николай Винниченко по поводу ваших жалоб сказал, что они "должны быть направлены в прокуратуру, иначе это просто слова".
- На подачу жалобы закон отводит 10 дней. И мы обязательно отправим наши жалобы. Правда, не вижу смысла обращений в правоохранительные органы. Из типографии "Издательского дома "Кириши" сотрудниками милиции изъяли миллионный тираж моей агитационной газеты "Дело чести". Представители правоохранительных органов действовали по указанию заместителя председателя Санкт-Петербургского горизбиркома Дмитрия Краснянского. А причиной сему явилась жалоба заместителя полпреда президента Михаила Моцака. Его возмутило, что в газете использована его фотография без его письменного разрешения. И в минувший вторник мы получили ответ из прокуратуры, в котором предлагают нам для выяснения обстоятельств ареста тиража газеты обратиться в суд. На сочинение такого ответа понадобилось три недели.
Председатель горизбиркома Александр Гнетов также работал в полпредстве.
- Анна Борисовна, а почему возбудили уголовное дело против юриста вашего избирательного штаба Витты Владимировой?
- Потому что у меня ничего не нашли, так взялись за помощника. Витта Владимирова опубликовала в моей газете статью под заголовком "Равняйсь!". В ней рассказывалось о том, что замполпреда Михаил Моцак в начале августа собрал в своем кабинете руководителей учебных военных заведений города и рассказал им, как надо "правильно" работать на выборах. Но против оглашения сей тайны он ничего не имел. Ему не понравился другой абзац. Михаил Моцак усмотрел в статье клевету и обратился с жалобой.
Санкт-Петербург