Утром в день Светлого Христова Воскресения крестьяне удмуртской деревни Кузебаево, проснувшись, вначале разговляются крашеными яйцами и куличами, молятся перед иконами, а потом отправляются в лес, где в двух километрах от деревни располагается Большая Куала - единственная сохранившаяся до наших дней на территории Удмуртии общеродовая молельная изба, в которой во все годы принудительно-добровольной христианизации удмуртов до революции и даже при советской власти не прекращались языческие обрядовые действия. Крестьяне идут туда, чтобы вознести благодарение главным языческим богам - Инмару, Куазю, Кылдысину. Инмар отвечает за верхний небесный мир, Куазь - за средний, Кылдысин - за подземный. Так было и на эту Пасху, так будет на Петров день и Троицу. Несколько раз в году главный жрец собирает здесь верующих.
Святилище расположено на берегу речки Парси. Территория огорожена забором, с западной стороны - калитка. В центре участка стоит сруб - куала. Пол в нем земляной с очагом в центре, вдоль стен - стол со скамейками, стены убраны вышитыми ткаными полотенцами, которые пожертвовали замужние женщины в день, когда они впервые были допущены к молениям. Когда-то на полке стоял священный короб - воршуд, но в годы антирелигиозных гонений сами верующие его сожгли, чтоб не попал в чужие руки. На дворе перед домом - большой стол и скамейки. Внутри куалы жрец варит жертвенную утку и совершает трапезу, а за пределами куалы на кострах семьи готовят свои угощения, которые потом освящаются. Это тоже утка с кашей, сваренная в чугуне. Часть освященной пищи употребляется тут же, а остальное уносится домой. Важная часть ритуала - моления, так называемые куриськоны, когда жрецы и все участники становятся на колени и, обращаясь лицом к солнцу, нараспев просят своих богов о хорошем урожае, здоровье и благополучии.
В окрестностях Кузебаево находится и священная роща - Луд, моления в которой посвящены Луду, или Керемету, хозяину дикой природы, а на склоне горы - место, где молятся божеству Булде. Когда-то в таких местах, так же, как и в куалах, стояли деревянные идолы, но еще в XVIII в. в период христианизации они были уничтожены.
- У нас в Кузебаево у каждого рода свой покровитель, - рассказывает студентка Удмуртского госуниверситета Галина Владимерова. - Мой дед, ныне покойный, ходил молиться в священную роду Луд. Это происходит и сейчас в ночь на Петров день 12 июля. Допускаются к молению только мужчины. Женщины сидят поодаль на склоне холма, им доверяется только хозяйственная работа - вымыть посуду. Главный жрец избирается по жребию на год. Перед молением он моется, облачается в специальные белые одежды. Вначале совершается жертвоприношение. Специально для этого община покупает белого барана, из которого сперва выпускают кровь, а потом варят и съедают. И только после этого обращаются к Луду.
Кроме Луда и Булды, известны и другие покровители родов. А вот в Большую Куалу можно приходить всем жителям деревни - и тем, кто поклоняется Луду, и тем, чьи предки отданы Булде.
Леса, реки, холмы, овраги, чердаки, погреба, бани в представлении удмуртов населены всевозможными фантастическими существами. Удмуртские ученые насчитали сорок божественных персонажей. В лесу обитает нюлэсмурт - это что-то вроде русского лешего, в доме - коркамурт, домовой, в воде - вукузе и вумурты, в бане - мунчомурт, в порывах ветра несется толпери и т.д. Эти мифические образы живут не только в издаваемых народных сказках и легендах. "Современный удмурт, если вдруг начнет тонуть в реке, обязательно обратится к вумурту", - утверждает доктор исторических наук Владимир Владыкин, автор монографии, посвященной религиозно-мифологической картине мира удмуртов. Воспитатели детского сада, когда не могут справиться с шалунами, пугают детей то страшным лесовиком, то палэсьмуртом, который наполовину человек, наполовину - медведь.
Мифологические образы питают профессиональное искусство. За графическую серию "Мифы и легенды Удмуртии" художник Менсадык Гарипов получил всероссийское признание. Его работы хранятся в фондах Третьяковки. Оформленная им книга легенд произвела впечатление на книжной выставке в Братиславе и получила диплом. Боги и божества постоянно мелькают в стихах и прозе удмуртских литераторов. Композитор Евгения Копысова написала оперу "Конец Уйпери", которая была поставлена в оперном театре Ижевска. В Национальном драмтеатре идут спектакли, созданные на основе народных преданий.
От языческой древности осталось множество примет и заповедей. Сохранился и институт колдунов-знахарей. Почти в каждом районе Удмуртии известны имена и адреса людей, занимающихся ворожбой. Злые языки говорят, что в период предвыборных кампаний к ним обращаются даже региональные политики - может, древние заговоры помогут набрать решающее количество голосов избирателей.
За три века пребывания в христианстве некоторые удмурты, как, например, жители деревни Кузебаево Алнашского района, остались двоеверами, приспособив языческие моления к христианским праздникам. Сохранились сведения, что до революции, чтобы не раздражать священников, удмурты устанавливали в священной роще или в куале икону. Постепенно образ трех главных божеств - Инмара, Кылдысина и Куазя слился с образом христианской Троицы, а имя Инмар в переводах на удмуртский язык Священного Писания стало употребляться в значении "Бог".
Ижевск