0
1164
Газета Регионы России Интернет-версия

28.04.2003 00:00:00

"Будете медлить - расстреляем"

Тэги: чечня, больницы, медики, проблемы


Сегодня в Чечне более 50 больниц почти на 5 тыс. коек, большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Как правило, больницы укомплектованы медперсоналом лишь наполовину. Материнская и младенческая смертность, патология беременных остаются в числе самых актуальных проблем. Практически все дети не имеют элементарных прививок.

"Живой щит" в белых халатах

Операция была в разгаре, когда в коридоре послышались крики и дверь с шумом распахнулась. Люди с автоматами наперевес подошли к операционному столу и потребовали освободить место для своего больного с огнестрельным ранением в живот. "Если будете медлить, расстреляем", - пригрозили они. За день это был уже второй случай. Несколькими часами раньше сюда доставили такого же тяжелораненого, и его родственники с оружием в руках также требовали "скинуть со стола" оперируемого. И таких ЧП в 9-й городской больнице Грозного за последние годы было немало. Однажды здесь избили нейрохирурга за высказанное им замечание не шуметь в коридоре. А хирурга, спасшего за войну десятки людей, едва не покалечили за рецидив болезни, проявившийся спустя год.

Но разборки устраивали не только с врачами. Сказывается на работе медиков и сложная криминогенная ситуация в Чечне. Так, один из посетителей выстрелом в упор убил своего знакомого. А однажды в больничные коридоры забрел наркоман с оружием, пострелял по дверям и, к счастью, никого не ранив, пошел к выходу.

9-я больница находится в центре Грозного в окружении разрушенных зданий и ларьков-"однодневок". Здание понемногу ремонтируют, и фасад уже приобрел нормальный вид, но, когда входишь во двор больницы, просто ужасаешься, видя сплошные пулевые отметины и "раны" от снарядов на стенах. Больница не раз была горячей точкой. Когда жители практически покинули центр Грозного, здание оказалось в эпицентре боевых действий. Сказать, что люди в белых халатах рисковали своей жизнью, не сказать ничего. В те страшные августовские дни 96-го года в "девятке" находились около 300 больных, в том числе около 20 детей (треть больных - лежачие) и 90 человек персонала.

Когда больницу начали обстреливать из миномета, больных переместили в подвал. Медикам с большим риском для жизни под постоянной перестрелкой приходилось подниматься за лекарствами, водой. От разорвавшегося снаряда погибла 23-летняя медсестра Тоита Кутуханова, еще четверо врачей были ранены. Пациентам и персоналу пришлось стать "живым щитом", чтобы вывести военнослужащих, находившихся в то время в больнице.

"И хотя обе стороны обещали в дальнейшем не занимать и не обстреливать больницу, - вспоминает один из врачей, - слова своего не сдержали. Когда люди, бывшие в "живом щите", возвратились, больница снова подверглась минометному обстрелу. Мы спешно начали готовить больных к эвакуации в помещение Международного комитета Красного Креста, находящееся неподалеку. На следующий день в нашей больнице разместились боевики".

"Тяжело работать под бомбежками и дулами автоматов, - вспоминает главврач Абдулла Исмаилов, - но другого выхода у нас не было". Сотни раз приходилось смотреть смерти в глаза и Розенбеку Нашхоеву, одному из ведущих хирургов больницы. "Особенно тяжело приходится, - говорит Розенбек, - когда рядом свистят пули и гибнут коллеги. Как, например, можно забыть одного из лучших хирургов Саида Умарова?"

Военные госпитали боевиков не берут

В прошлом году "девятка" приняла около 5,5 тыс. больных, почти треть из них - операционники. Если еще два года назад большинство (около 70%) составляли пациенты с пулевыми и взрывными ранениями, то теперь гипертоники, сердечники, туберкулезники...

За годы войны медики научились работать в самых сложных условиях. И когда недавно в республиканском Доме правительства прогремел взрыв, в больнице за короткое время были приняты около 100 раненых. И сегодня грозненским врачам приходится подчас работать под дулами автоматов. Не так давно в больницу поступил раненый в ногу милиционер, так его пришлось оперировать в окружении людей в камуфляже.

Еще хуже, когда на излечение в обычные больницы помещают захваченных боевиков. Год назад несколько вооруженных людей напали на больницу, чтобы освободить раненого члена банды. Они почти без сопротивления разоружили милицейскую охрану и увезли раненого. В том случае, впрочем, обошлось без стрельбы. А ведь зачастую без кровопролития не обходится.

"Разве можно так рисковать? - возмущается Розенбек Нашхоев. - Ставить под удар не только персонал больницы, но и ее пациентов? Неужели для лечения такого контингента людей нельзя найти другого места, ведь есть же военные госпитали?.. Мы очень устали от беспредела, нам хочется работать в нормальных условиях".

Женщины и на войне рожают

"Я хочу жить красиво!" - написал кто-то на фундаменте разрушенного дома недалеко от Центрального роддома Грозного. Эту надпись видит каждая из рожениц, поступающих сюда, в тесные палаты - с буржуйкой в углу и с окнами, затянутыми пленкой. Женщины с бледными лицами лежат и на кушетках по обе стороны длинного больничного коридора.

"В прошлом году в нашем роддоме появился на свет 2591 ребенок (в результате тяжелых родов 29 из них умерли), в основном мальчики, - рассказывает главврач Светлана Хубаева. - Большинство пациенток поступают с тяжелой патологией, что и неудивительно. Ведь на протяжении всей беременности будущей маме приходится не только таскать ведра с водой и питаться скудно, но и постоянно слышать выстрелы. Большинство из женщин к тому же пережили потерю родных, лишились своего дома". Но, несмотря на все невзгоды, жизнь не стоит на месте, она продолжается. Каждый день только в Центральном роддоме рождаются не меньше 15 детей. Светлана Хубаева уверена, что рождаемость в Чечне будет постоянно расти. Уже в ближайшее время отделение патологии беременных планируют расширить, а точнее, восстановить до 220 коек (сейчас вдвое меньше).

"Мы научились работать в экстремальных условиях - на привозной воде и в отапливаемых "открытым" газом палатах, - рассказывает главврач. - Добираться на работу под пулями и через блокпосты. Помню конец сентября 1999 года, когда ночью на операционном столе сразу оказались две тяжелые роженицы. Шли бои, и в городе пропало электричество. Счет шел на минуты, и в этих условиях мною было принято решение эвакуировать женщин в другое место - в Дом правительства, в единственное место в Грозном, где была местная подстанция".

"Мы взяли все необходимое для операции и, стараясь быть незамеченными, под рвущимися под ногами снарядами стали перебираться к месту, - вспоминает Светлана. - Бог уберег нас, мы успели вовремя, развернули операционную, жизнь женщин была спасена".

Много чего не хватает врачам в Чечне, в том числе и кадров. Зато здесь есть то, что не всегда найдешь на "Большой земле", то есть бесплатное лечение. Тут не требуют от пациентов ни лекарств, ни платы за операцию. Выходит, что в разоренной войной Чечне медицина богаче?

Грозный


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1024
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1664
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1506
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2829

Другие новости