Ни один порт Калининграда не соглашается принять прибывшее сюда голландское судно "Нона", на борту которого находится 1400 тонны свиного компоста. Груз этот прибыл из бельгийского города Остенде и предназначается для удобрения российских полей. Как стало известно корреспонденту "НГ", всего в течение нынешнего года в Калининград должны доставить 50 тыс. тонн гранулированного свиного навоза из Бельгии. Однако, по оценке специалистов, это удобрение может представлять опасность для калининградских полей и людей. Поэтому до решения специалистов разгрузка судна "Нона" производиться не будет. Владелец навозного груза - бывший военный летчик, а ныне калининградский предприниматель Виктор Гнут грозит властям международным скандалом. Судно между тем стоит на рейде у порта Пионерский в 700 метрах от берега. А калининградские докеры готовы бастовать, если их заставят выгружать с парохода гранулированный навоз. Как сообщил корреспонденту "НГ" капитан морской администрации порта Калининград Василий Беляев, за всю историю существования рыбного и торговых калининградских портов еще никогда в Калининградскую область навоз из-за рубежа на кораблях не привозили.
- Зачем нам бельгийский навоз, - недоумевает заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Калининградской области Роман Чернявский. - Смешно. Дожили. Уже и навозу высококачественному из Европы рады. В регионе и своих удобрений хватает.
По мнению Чернявского, зарубежные партнеры часто обманывают российских фермеров и под видом удобрений стараются завезти всякую отраву. С подобным случаем он уже разбирался в 1993 году, когда из Германии в Калининград вместо удобрений привезли городские отходы.
Заместитель начальника главного управления по делам ГО и ЧС Калининградской области полковник Борис Малый сообщил корреспонденту "НГ", что им хорошо известны случаи, когда из-за рубежа завозятся некачественные удобрения, которые представляют опасность для здоровья и жизни людей. Так было недавно, когда завезли пестициды и удобрения из Литвы.
Выяснилось, что в Бельгии этот свиной компост в переизбытке и фермеры там не знают, куда его девать. Вот и купил Виктор Гнут у фирмы "Венекс", представляющей союз фермеров Фламандии, такого навозного добра аж 50 тыс. тонн. Для доставки навоза в Калининград потребуется не менее 25 транспортных судов.
Специалисты областной пограничной государственной инспекции по карантину растений пытаются разобраться, что за свиной компост привез к нам Гнут. Ведь его нет ни в одном отечественном каталоге. Поэтому решено отправить на лабораторной анализ в Петербург и Москву несколько проб специфического удобрения. Интересно, пропустят ли эти пробы через границу литовские пограничники по железной дороге или его придется везти в Питер попутным судном, а в Москву - рейсовым самолетом.
Калининград