Когда монастырский теплоходик "Игумен Дамаскин" подплывал к архипелагу, солнце осветило его ясно отделенными друг от друга снопами лучей сквозь висевшие над островами дырявые облака. Потом свежий ветерок вовсе разогнал их, расчистив небо над Валаамом до лазурного сияния, оставившего отблеск на всех увиденных храмах и скитах - Воскресенском, Гефсиманском, Никольском, на освобожденном от строительных лесов величественном Спасо-Преображенском соборе с высоченной 72-метровой колокольней, голубой шпиль которой наверняка различим со всех мест в округе...
Освободившись после встречи с генеральным консулом Украины в Санкт-Петербурге, иеромонах Мефодий, помощник игумена Панкратия по приему гостей, сначала провел нас в нижний храм центрального собора к самому священному месту - позолоченной раке над мощами святых основателей монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских. Здесь было сказано главное: поскольку мощи святых покровителей Карелии находятся под спудом сей церкви, эта древнейшая в России иноческая обитель не могла не возродиться.
Принято считать, что христианство на ладожских островах утвердилось задолго до крещения Руси - быть может, еще с тех пор, как принес сюда Христову веру по бурному озеру Нево апостол Андрей Первозванный, который, по преданиям, разрушил существовавшие тут прежде языческие капища и воздвиг на острове первый каменный крест, хранимый доныне. Есть точные исторические свидетельства, что к Х веку на Валааме уже существовало монашеское общежительство с игуменским управлением. Вновь духовная жизнь на святых островах начала возрождаться с 1989 года под личным попечительством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ставшего настоятелем Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря и чуть ли не ежегодно совершающего теперь сюда свои пастырские визиты.
Последнее пребывание Святейшего Патриарха в Северном Приладожье нынешним летом отмечено двумя важными событиями: в июле он лично освятил так называемый Флотский дом на самом Валааме и жилую пятиэтажку в ближнем городе Сортавала. В первое здание наконец-то переведены из внешнего монастырского корпуса все административные службы светских властей, изрядно мешавшие устройству не терпящей соседства с мирской суетой монашеской жизни, во второе переехала часть жителей еще существующего возле монастыря поселка (сегодня на островах прописаны 286 мирян).
Подобные подвижки вполне отвечают разрабатываемой сейчас генеральной концепции развития Валаама, который, по определению побывавшего здесь в прошлом году президента Владимира Путина, должен стать центром духовного просвещения России. Как заметил Игорь Степанов, пока эта концепция лишь частично согласована с церковными властями, поскольку они все же опасаются сохранения иных мирских приоритетов, например преобладания светского туризма над более контролируемым и спокойным паломническим.
Иеромонах Мефодий, уроженец далекой Македонии, высказался на болезненную тему существующих разногласий дипломатичнее:
- Дело монахов - исполнять не какие-то концепции и программы, а заповеди Божеские и человеческие. Конечно, параллельно с утверждением духовной жизни нам предстоит продолжить реконструкцию монастыря, чтобы вновь сделать его великой честной лаврой, полезной России именно своим монашеским служением. Но нельзя же заниматься строительством золотых куполов, если рядом нищенствуют люди. Мы не можем погубить ни одну душу мирян, значит, процесс их отселения с Валаама должен быть безболезненным. Пусть люди поймут нас правильно: только на святой земле они смогут почерпнуть благодати. Потому и туризм здесь естественно развивать в духе паломничества к святыням, но не как некую индустрию развлечений...
Услышав в этих высказываниях отголоски былых споров о судьбе Валаама, как раз связанных с попытками активного туристского освоения архипелага, корреспондент "НГ" поинтересовался позднее у главы местного самоуправления Сортавалы Сергея Рыжкова его видением проблем, беспокоящих монашескую братию.
- Сейчас мы гораздо ближе к взаимопониманию с руководством обители, - твердо заверил сортавальский мэр. - Главную ставку в развитии туризма на Валаам будем делать именно на паломническую службу монастыря, филиал которой регистрируется в Сортавале. Кстати, через нее прошло в этом году уже 90 тысяч паломников из 240 тысяч туристов, посетивших наши святые острова.
Поток желающих побывать на ладожском Северном Афоне нисколько не иссякает. Каждого приезжающего здесь считают потенциальным помощником монастыря. Кто-то из паломников потом возвращается сюда трудником, так называют добровольцев, исполняющих необходимые для монастыря работы. Кто-то из трудников остается на послушание. Кто-то из послушников, спустя годы и обязательно после единогласного решения духовного собора обители, постригается в монахи. Сейчас на всех островных скитах подвизается около ста пятидесяти иноков, а со всеми валаамскими подворьями их вдвое больше. Бог им в помощь в нелегком монашеском служении на суровых скалистых островах, веками намоленных многими поколениями их предшественников, а потому всегда светлых и благодатных.
Петрозаводск