0
1379
Газета Регионы России Интернет-версия

03.10.2002 00:00:00

Приморский автобум

Тэги: таможня, пошлина, иномарка, автомобиль, владивосток


Повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки старше 7 лет особенно болезненно воспринимается в Приморье. По неофициальным данным, в крае в сфере торговли и обслуживания автомототранспортных средств действует около 500 фирм и компаний, в которых заняты почти 10 тыс. человек. Суммарный оборот в автобизнесе, по данным за 2001 год, превысил 200 млн. долл., что в 2 раза превышает доходы бюджета Владивостока. Причем это только суммы, зарегистрированные в налоговых органах. Но не секрет, что большая часть автомобильного бизнеса Приморья находится в тени. И уж вовсе никакому статистическому учету не поддаются дикие бригады перекупщиков, перегоняющих машины на рынки Новосибирска, Иркутска и Якутска.

По признанию корреспонденту "НГ" одного из ветеранов автомобильного бизнеса Сергея Яремчука, на торговле автомобилями и запчастями кормится едва ли не половина жителей Владивостока. На долю частных предпринимателей приходится 90% ввозимых через Приморье иномарок и около 60% запчастей и аксессуаров. На торговле автомобилями поднялся практически каждый второй мало-мальски крупный приморский бизнесмен, и сам губернатор Дарькин не скрывает, что начинал в свое время с ввоза подержанных японских авто. Не случайно тема пошлин является сегодня в крае самой политически конъюнктурной. Местное отделение СПС, например, выступило с открытым письмом к президенту с просьбой отменить антирыночное постановление, а председатель краевого парламента Сергей Сопчук заявил, что двух месяцев будет достаточно, чтобы правительство признало ошибочность своего шага.

Времена, когда торговля подержанными иномарками приносила 100-процентный доход, миновали после дефолта 1998 года. И до этого бизнес считался абсолютно теневым. Сегодня машины возят все - от моряков до потерявших работу бюджетников, - а средний "навар" с одной машины злободневной семилетней категории составляет около 200 долл. Поэтому, несмотря на внешнюю схожесть ситуации октября-2002 с августом-1998, нынешний скачок цен на иномарки имеет больший социальный статус, чем четыре года назад. Очевидно, что кому-то придется искать другие источники заработка, а объемы продаж через два-три месяца на какое-то время существенно снизятся.

Однако обвала автомобильного рынка, предсказывавшегося отдельными трейдерами, не произойдет. Повышение пошлин имеет выраженный запретительный характер только в отношении автомобилей старше 7 лет: 2 евро за куб/см для объемов двигателей до 2500 куб. см и 3 евро свыше этого объема фактически ставят крест на так называемом мелком автомобильном предпринимательстве. Однако довольно существенную нишу автомобильного рынка занимают трейдеры, специализирующиеся на продаже не таких старых машин, в том числе и автомобилей представительского класса. Многие из них завязаны на рынки Сибири и даже запада России. Поэтому для них повышение таможенных пошлин на семилетние иномарки может обернуться и увеличением торгового оборота. Кому, как говорится, война, а кому мать родна.

Кроме того, в ближайшие два-три года можно смело прогнозировать расцвет третичного рынка автомобилей. На восстановление платежеспособности потребителей семилетних автомобилей, как и после дефолта-1998, уйдет не меньше двух лет, и при такой уже проверенной временем тенденции пока еще действующий ценовой фактор пробега машины по России отойдет на второй план. Ну и, наконец, ожидаемый спад продаж уже через два-три месяца может компенсироваться конъюнктурным сдвигом. Дело в том, что модельное разнообразие японских машин гораздо богаче, чем европейское, и в этой связи говорить о том, что повышение пошлин ударит прежде всего по дальневосточникам, было бы не совсем верно. Большие опасения должны испытывать потребители западных регионов России, которые ориентируются в основном на европейский рынок подержанных авто. Что же касается Дальнего Востока, то здесь следует ожидать переориентации спроса с семилетних иномарок на более "свежие" машины с меньшим объемом двигателя.

Ну а накануне повышения пошлин во Владивостоке наблюдался автобум. Если за весь 2001 год в край было ввезено 49 тыс. автомобилей, то только за первое полугодие 2002-го через таможенные пункты Приморья прошли 46 тыс. авто, а каждую неделю сентября границу пересекали почти 3 тыс. автомобилей. Особенно выделяются 14 и 15 сентября, когда общее количество проданных машин превысило показатели августа. И это при том, что в августе владивостокская таможня собрала рекордный миллиард рублей, львиная доля которого пришлась на автомобильные таможенные пошлины. Любопытно, что под ажиотажный спрос попали не только семилетние автомобили. Тот же "Мицубиси-Галант" 1995 года подскочил в цене на 1700 долл. и стоит теперь порядка 6500 долл. Что же касается "семилеток", то цены на них выросли в среднем от 700 до 1500 долл., и если в начале сентября "Тойота-Спринтер" 1993 года продавалась за 3000, то сегодня купить эту же машину дешевле, чем за 4000 долл., считается большей удачей.

Дело дошло до того, что с 20 сентября временно прекратили прием и оформление автотранспорта таможенные пункты Зарубино, Славянки, Ольги и других небольших приморских портов. С 25-го отгородились от автодилеров порты Владивостока и Находки. Правда, и везти, по их же признаниям, пока нечего - на свалках Японии фактически не осталось дешевых машин. Но явление это временное. И переключения спроса на продукцию отечественного автопрома, конечно, не произойдет. Во-первых, ввезли больше, чем продали. Во-вторых, цены на российскую автопродукцию немногим меньше японских: "Волга" в зависимости от "наворотов" стоит от 5660 до 16 037 долл., "Нива" - 5371, "Лада" - 3602, "УАЗ" - до 12 003 долл. Ну а главная причина - это впитавшееся за десятилетнюю историю массового потребления японских иномарок стойкое убеждение - отечественным автопроизводителям до импортного уровня еще расти и расти. И никакие пошлины это проверенное практикой убеждение поколебать не смогут.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
532
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
661
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
560
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
455

Другие новости