- Виктор Иванович, вот уже в течение десяти месяцев вы представляете в Совете Федерации России Законодательное собрание Пермской области. Как столичный житель вы вроде бы должны быть заинтересованы в централизации власти. Как сенатор от крупнейшего региона-донора - в более справедливом распределении полномочий между Москвой и территориями. Как найти золотую середину?
- Нужна очень тонкая настройка взаимоотношений между Центром и регионами. На мой взгляд, построение федерализма не должно сводиться к простому усилению Центра за счет ослабления регионов, нужна справедливость: если на тебя возложены определенные функции, то, значит, ты должен обладать соответствующими полномочиями и финансовыми возможностями по их осуществлению.
Такая логика была продекларирована главой нашего государства и закладывается в работу комиссии при президенте по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления во главе с заместителем главы президентской администрации Дмитрием Козаком. Эта комиссия разработала некоторые принципы разделения полномочий между федеральными и региональными властями.
- А тем временем Центр продолжает изымать из регионов все больше и больше средств┘
- Знаете, процесс разграничения полномочий предполагает достаточно тонкую настройку взаимодействия федеральных и региональных властей. В отсутствие оной и происходит усиление Центра путем роста доли поступлений в федеральный бюджет и, естественно, ее снижения в региональную казну. Между тем объем функций, которые должны исполнять региональные власти, не уменьшается.
Например, на федеральном уровне принимается решение об увеличении зарплаты работникам бюджетной сферы. Исполняться же оно должно за счет местных источников. Вот и приходится в благополучных регионах ради этого снижать финансирование ЖКХ, социальных и культурных программ. А в неблагополучных территориях происходит фактическое замещение главных статей регионального бюджета выплатой зарплаты.
Если комиссии Козака хватит прагматизма и терпения произвести тонкую настройку взаимоотношений Центра и регионов, то мы получим достаточно сбалансированную модель федерализма. Управление Федерацией сродни руководству предприятием. Хорошие топ-менеджеры тщательно настраивают взаимодействие между производственными подразделениями и аппаратом управления. В государственном масштабе нужна точно такая же тонкая настройка.
- Сколько же времени уйдет на эту настройку?
- Если мы получим какие-то итоговые документы, разработанные комиссией Козака, то можно будет давать прогнозы о том, когда внедрим их на практике. Если проект окажется некачественным, в него забудут включить какие-то важные звенья, все придется начинать заново.
- До этого продолжат действовать договора о разграничении полномочий, подписанные еще в эпоху Ельцина?
- Думаю, сегодня все понимают, что эти договора необходимо аннулировать. Ведь их наличие невыгодно прежде всего самим регионам. На регионы по этим договорам возлагается масса полномочий, которые сегодня не имеют финансового обеспечения.
- На ваш взгляд, Совет Федерации в его нынешнем виде состоялся как влиятельный орган государственной власти?
- Думаю, да. Во-первых, не оправдались прогнозы скептиков о том, что после реформы сената обе палаты российского парламента будут похожи друг на друга как две капли воды. На мой взгляд, сенаторы по сравнению с депутатами Госдумы большие прагматики. В отличие от Думы Совет Федерации чисто политических вопросов рассматривает немного. В основном проблемы носят прикладной экономический характер: завоз продовольствия на Север, реформа энергетики, незаконный экспорт цветных металлов и т.п.
Во-вторых, нынешний сенат стал гораздо активнее заниматься подготовкой законодательных инициатив. Сегодня Совет Федерации высказывает свою точку зрения еще до того, как закон проходит первое чтение в Государственной Думе. Считаю, что это правильно.
- Недавно исполнилось два года с момента создания семи федеральных округов. Насколько оправдала себя эта затея?
- Первая задача, для которой они создавались - выстроить законодательную вертикаль, - близка к завершению. Вторая часть их функций связана непосредственно с организацией взаимодействия Москвы и регионов. У Центра должна появиться четкая аналитическая обратная связь с территориями. Сегодня она, к сожалению, отсутствует. Такая связь предполагает не просто обмен информацией, но и мониторинг эффективности решений, принимаемых наверху.
- В последнее время широко обсуждается идея укрупнения российских регионов. Эта проблема актуальна и для Западного Урала. Сегодня идет бурная дискуссия о том, нужно ли объединять в единый субъект Федерации Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Какова ваша позиция на сей счет?
- Это очень тонкая сфера, в которой переплетается целый клубок проблем - политических, экономических и очень часто национальных. Если даже такое объединение диктуется экономической целесообразностью, нужно обязательно учитывать национальный фактор - как в случае с Пермской областью и Коми-Пермяцким округом. И здесь последнее слово остается за жителями регионов.
Вопрос об объединении нужно выносить на референдум. Причем плебисциты нужно провести как в Пермской области, так и в Коми-Пермяцком округе. Населению и того и другого региона нужно честно рассказать о возможных плюсах и минусах такого шага и не спекулировать при этом на чувствах людей. И такой механизм должен быть всюду, где заходит речь о возможном укрупнении территорий.
Пермь