Главная водная артерия России в скором времени может разлиться до размеров Великих американских озер, затопив все низменности на десятки и сотни километров в округе. Все зависит от того, какое решение примет российское правительство. Население бассейна Средней Волги скорее против, чем за, потому что расхлебывать (возможно, в буквальном смысле) предстоящее повышение уровня воды в Чебоксарском водохранилище, судя по всему, придется рядовым жителям Поволжья.
История эта началась почти 20 лет назад с постройкой Чебоксарской ГЭС, которая дала возможность регулировать уровень воды в образовавшемся Чебоксарском водохранилище и в самом верхнем течении Волги вплоть до Горьковской ГЭС. Участок водного пути немного выше Нижнего Новгорода в районе Городца по причине значительного перепада высот оснащен шлюзами. Тем не менее периодическое обмеление Волги ставит перед некоторыми российскими министерствами и ведомствами ежегодную проблему. Речники и энергетики дружно ратуют за повышение уровня воды в Чебоксарском водохранилище на 2 метра - с 63-й до 65-й отметки над уровнем Каспийского моря. По утверждению речников, это позволит сделать главную водную артерию России проходимой для большегрузных судов. Заместитель министра транспорта РФ Николай Смирнов, дважды побывавший в Нижнем Новгороде в апреле и мае с.г., оба раза высказался за поднятие уровня воды в Чебоксарском водохранилище. Более того - такой проект, по его словам, сейчас активно рассматривается в правительстве России. Правительственные чиновники и инициаторы проекта пугают население (а заодно руководителей поволжских регионов), что, если не скомпенсировать обмеление Волги на участке между Нижним Новгородом и Городцом, судоходство на великой русской реке вообще будет прекращено уже через несколько лет.
Речникам вторят энергетики, поскольку уровень их доходов напрямую зависит от работы Чебоксарской ГЭС, а значит, и от уровня воды в водохранилище, то есть от правительственного решения о 65-й отметке. Уже готовится технико-экономическое обоснование проекта, которое берутся профинансировать наиболее заинтересованные стороны - РАО "ЕЭС России" и Министерство транспорта РФ. У каждого свой резон для лоббирования этого экологически весьма небезопасного проекта.
Речники всерьез рассчитывают в самое ближайшее время заняться прибыльной перевозкой грузов по так называемому транспортному коридору "Север-Юг" от финской границы через бассейн Волги до портов на Каспийском море ("Иранский транзит"). Энергетики же вынашивают планы создания мощной энергетической компании в Поволжье, которая, по словам заместителя полпреда президента в ПФО Сергея Обозова, "учтет все центры прибыли, формируемые по течению Волги". И тем и другим существующее сегодня положение вещей с устоявшимся уровнем воды в Чебоксарском водохранилище как кость в горле. Но совсем по-другому смотрят на проблему региональные власти, экологи, простые люди, проживающие на левом берегу Волги в Нижегородской области, республиках Чувашия и Марий Эл.
Еще до распада Советского Союза вопрос о поднятии уровня воды в Чебоксарском водохранилище решался на самом высоком уровне, и всегда перевешивали доводы против подъема. По словам директора нижегородского экологического центра "Дронт" Асхата Каюмова, проект подъема уровня воды изучался специалистами десятки раз и всегда вывод был один - затраты неминуемо будут выше предполагаемой выгоды. Кроме того, известно, что все последние годы проблему судоходности реки удавалось решить банальным углублением русла Волги с помощью земснарядов. Почему сегодня в правительстве РФ видят только один, самый экологически и социально опасный выход из положения, никто жителям трех субъектов Федерации пока внятно не объяснил. Уже сегодня некоторые низинные территории на левом берегу Волги превращены в непроходимые болота - последствия прежнего подъема воды до 63-й отметки. Значительная часть левобережного Нижнего Новгорода вместе с метрополитеном, жилыми зданиями, сооружениями и коммуникациями каждой весной оказывается подтоплена вешними паводковыми водами. Власти города и области ежегодно ломают голову, как избежать катастрофы. Подъем уровня сделает катастрофу с затоплением сотен тысяч гектаров земли необратимой.
По одной из версий, курировать проблему волжских территорий и Чебоксарского водохранилища намерен лично приволжский полпред Сергей Кириенко. Чтобы отстоять ведомственные интересы, ему необходимо сломить сопротивление губернатора Нижегородской области, а также президентов Чувашии и Марий Эл. Сам полпред говорит, что сейчас проблема упирается в денежную компенсацию территориям, которые понесут материальный ущерб. Во сколько будет оценен ущерб и кто станет платить, пока не афишируется. В то же время поволжские экологи высказываются опасения, что проблема может быть решена (как этот не раз бывало раньше) сугубо политическим путем без учета мнений всех заинтересованных сторон.
Нижний Новгород