С принятием в Краснодарском крае закона, ограничивающего пребывание нелегально находящихся на территории края граждан, губернатор Кубани Александр Ткачев, похоже, полностью решил искоренить проблему незаконной миграции в своей вотчине. Отныне все иностранные граждане, не имеющие документов для регистрации, будут выдворяться за пределы края. По некоторым данным, уже более 40 человек, большинство из которых турки-месхетинцы, были насильно посажены в поезда и выставлены вон с благодатной Кубанской земли.
Все это вызывает невольные ассоциации со сталинскими методами депортации, применяемыми по отношению к ряду северокавказских народов. Правда, билетов тогда не покупали и отправляли намного дальше. Сейчас же, видимо, в крае нет достаточных средств, чтобы оплачивать дальние поездки, поэтому предположительным пунктом назначения станет соседний Ростов.
В этой ситуации остается неясным, что же делать самим "выдворяемым", ведь донские казаки уже заявили, что не пустят к себе турок-месхетинцев: "Мы будем встречать всех приезжих и отправлять их обратно, а если они не захотят уезжать, то сделаем им предложение, от которого они не смогут отказаться". Что казаки подразумевают под таким "предложением", пока непонятно, но на вокзалах и административной границе с Краснодарским краем уже появляются казачьи дозоры.
Несмотря на неоднозначность постановления о правилах пребывания на территории края и чрезвычайное внимание к этой теме российских политиков и общественности, кубанский губернатор, похоже, не собирается менять тактику своих действий в области межнациональных отношений и миграции. В карательных мерах против нелегалов он решил пойти еще дальше, планируя для их выдворения создавать в крае специальные конвойные роты и центры временного содержания, или попросту фильтрационные пункты. Чего стоит только положение о том, что жители, предоставившие жилое помещение или транспорт мигранту без регистрации, по новому закону будут подвергаться административным наказаниям.
Как бы не заверяли кубанские власти, что действовать они будут исключительно в рамках закона, само постановление идет вразрез с российскими и мировыми нормами соблюдения прав человека, не говоря уже о противоречиях с Конституцией РФ и с Законом "О праве граждан на свободу передвижения". В связи с этим прокуратурой края готовится заявление в суд о признании постановления противоречащим федеральному законодательству и недействительным с момента издания. К слову, в Краснодарском крае уже есть опыт, когда по примеру некоторых стран здесь ввели систему квот, применяемую в отношении иностранцев. Но принятый краевым правительством закон тогда также не стыковался с российским законодательством и в итоге был отменен постановлением прокуратуры.
Разумеется, новые радикальные меры сегодня вызывают поддержку большинства населения края, у которых рост иммиграции давно уже вызывает возмущение. Ведь только за последнее десятилетие на Кубань прибыли около миллиона человек, которые все это время успешно вытесняли местных жителей с рынка труда. Но пока власти набирают очки в свою пользу у славянского населения, неизбежна реакция "отверженных", которая может привести к необратимым последствиям. Уже сейчас многие жители Краснодарского края говорят, что губернатор только на словах пытается бороться с незаконной миграцией, а на деле же развязывает травлю в отношении людей не славянской национальности, в том числе и тех, кто является гражданами России и прописан на территории края. Вот и получается, что под громкие слова: "Кубань - это многонациональный край, и люди, проживающие здесь столетиями, по-прежнему будут жить в мире и согласии", тысячи армян, турок-месхетинцев, ассирийцев и курдов оказываются людьми вне закона, без прав и возможностей вести нормальную человеческую жизнь.
С проблемами миграции кубанские власти столкнулись не вчера и не сегодня. Последнее десятилетие ее решение все время откладывалось и в конце концов вылилось в принятие столь спорного закона. Безусловно, серьезным препятствием для нормальной координированной работы с иммигрантами стало отсутствие законодательной базы. Пока в России нет федерального закона, регламентирующего внутреннюю и внешнюю миграцию, самодеятельности на местах не избежать.